Оглавление

Но Г-1, даже при неполной реализации предложенных немцами новшеств, стала бы плацдармом для дальнейшего наступления новой ракетной техники, для создания более совершенных образцов. Политическая ситуация конца 1940-х гг. не требовала срочной замены «Фау-2». Потеря пары лет в сроках создании ракеты на дальность в 600 км могла быть компенсирована выигрышем в темпах гонки по созданию действительно нужной армии межконтинентальной ракеты с ядерным зарядом.

При этом трудно осуждать Королева и его соратников за технический консерватизм. Королев действовал предельно осторожно, опираясь на уже проверенные технические решения.

Более важно другое. Несмотря на то, что конструкция Г-1 имела большие перспективы, у коллектива ее создателей не могло быть никакого будущего. Немцев рано или поздно предполагалось возвратить на родину, так что к сколько-нибудь ценным секретам их старались не подпускать. В информационном вакууме, без контакта с ЦАГИ, другими ведущими научными организациями, разработчиками комплектующих для ракет, немецкие инженеры не имели возможности проверить правильность принятых ими технических решений. Кроме того, как любая страна, проводящая независимую политику, СССР стремился к созданию собственных кадров разработчиков военной техники.

Таким образом, исход «конкурса» Р-2 и Г-1 был предрешен еще до начала проектных работ. Фактически Королев вел «бой с тенью». Но в те годы это было еще не всем очевидно. Вспомним блестящую демонстрацию возможностей немецких ученых при расследовании причин неудачных пусков «Фау-2» в 1947 г. Так что присутствие конкурирующего коллектива немецких специалистов подстегивало Королева и его конструкторов.

Впрочем, результаты «немецкой конкуренции» не всегда были однозначно благотворными. Так, К.П. Феоктистов, один из первых космонавтов и ведущих разработчиков космической техники, придерживается мнения, что отказ Королева от применения несущего бака жидкого кислорода определялся не какими-то рациональными аргументами, а простым стремлением продемонстрировать свою независимость от немецких советчиков.

Нововведения, связанные с отделением головной части ракеты Р-2, следовало проверить в натурных полетных условиях, что и было сделано в мае 1949 г. при шести пусках экспериментальных ракет Р-1А (тех же Р-1, но с отделяемой головной частью). Двигатель решили задросселировать для того, чтобы тяговооруженность Р-1А соответствовала Р-2, у которой вес увеличился по отношению к Р-1 в большей мере, чем тяга двигателя.

Кроме того, в интересах отработки системы радиокоррекции на хвостовой части установили антенны и аппаратуру, необходимую для изучения прохождения излучения через факел двигателя Р-1 А. После проведения стрельб по обычной для баллистических ракет траектории, выполнили пару вертикальных пусков, оснастив ракеты вместо боевых частей спасаемыми на парашютах контейнерами с измерительной аппаратурой ФИАН-1. Задача изучения верхних слоев атмосферы в те году носила уже совсем не академический характер. До начала ракетной эры при помощи аэростатических средств удалось исследовалась параметры среды только ниже 30 км. Без достоверных сведений о свойствах атмосферы на многократно больших высотах невозможно было рассчитать траектории перспективных ракет, в особенности — межконтинентальной дальности. Забегая вперед, отметим, что экспериментальные Р-1 с отделяемой головной частью применялись до середины 1950-х гг.

Несмотря на естественный для разгара холодной войны приоритет боевых задач, стало ясно, что уже создаются предпосылки и для пилотируемой космонавтики. Быть ей или не быть, зависело от того, способны ли живые существа перенести состояние невесомости. Для скорейшего решения этого принципиальнейшего вопроса, начиная с 22 июля 1951 г. в течение месяца провели пять пусков ракет модификации Р-1Б, в головных частях которых размещались спасаемые контейнеры с животными. В серии из четырех пусков, закончившихся в следующем месяце, лишь один прошел неудачно. В остальных случаях подопытные собаки вернулись на землю живыми и невредимыми. До конца августа провели пуски двух ракет в варианте Р-1В, на которых вместо аппаратуры ФИАН установили парашют для спасения корпуса ракеты, но успешно раскрыть его так и не удалось. В июне-июле следующего года провели три пуска в модификации Р-1Д, на которых подопытные собаки не спускались на землю вместе в общем контейнере, а выстреливались на катапультных креслах в специальных скафандрах с парашютной системой.

Наконец, в четырех из шести пусков в варианте Р-1Е удалось решить и задачу спасения корпуса ракеты, но для этого потребовалась специальная система, включавшая своеобразную «пушку» для отстрела парашютной системы и твердотопливные двигатели для предварительного увода вперед отделившейся головной части.

В период с 25 сентября по 11 октября 1950 г. провели пять пусков еще нештатных, экспериментальных ракет Р-2Э. Два из них закончились неудачно, в том числе один — из-за пожара в хвостовом отсеке. Этот эпизод поставил под сомнение возможность применения на боевой Р-2 предусмотренного проектом и уже запущенного в производство алюминиевого хвостового отсека. На ракетах Р-2 первой серии решили временно вернуться к стальному отсеку, хотя он и весил на четверть тонны больше.

R2V2004.jpg

Экспериментальная ракета Р-1Д.

Оглавление