Оглавление

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ БТВТ И СПЕЦИАЛИСТОВ РВО

С. А. Завидов. начальник отдела, к.т.н., доцент В.А. Москаленко, начальник лаборатории (НИИЦ БТЗ ЦНИИ Минобороны России)

Качество боевой выучки личного состава, степень боевой готовности подразделений, частей и соединений находятся в прямой зависимости от состояния учебной материально-технической базы. Ее умелое использование позволяет интенсифицировать боевую подготовку войск, сократить сроки и повысить качество подготовки специалистов, сэкономить материальные средства. Учебная материально-техническая база должна соответствовать современным взглядам на выполнение подразделениями их боевых задач, оружию и боевой технике, состоящим на вооружении, задачам обучения всех категорий военнослужащих в соответствии с тематикой курсов и программ боевой подготовки, обеспечивать объективный контроль за качеством выполнения задач боевой подготовки и обладать простотой в процессе учебного использования. В современных условиях это требует усиления роли учебно-тренировочных средств (УТС) в процессе обучения личного состава и пересмотра ряда принципов и подходов к созданию УТС и к самой организации боевой подготовки.

Анализ современных тенденций развития УТС для бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в армиях развитых стран мира показывает, что в области подготовки личного состава происходит переход от тренажеров одиночной подготовки и подготовки в составе экипажа к использованию тренажерных комплексов, позволяющих в разной степени моделировать задачи тактических действий с учетом критериев эффективности применения штатного вооружения.

Разработка, производство и внедрение в войсках тренажерных средств направлены на решение таких основных задач, как:
- повышение боеготовности экипажей за счет увеличения времени тренировок, разнообразия моделируемых боевых ситуаций как на реальной, построенной на основе цифровых карт, так и на вымышленной местности, широты охвата вовлеченных в тренировки военнослужащих от рядового до высшего командного состава, отработки взаимодействия внутри экипажа, подразделения, между подразделениями и родами войск;
- проведение подготовки экипажей в условиях, которые невозможно смоделировать с использованием реальной техники, например — в условиях применения оружия массового поражения, использование техники в городе, среди мирного населения;
- существенное снижение себестоимости обучения за счет экономии топлива и моторесурсов боевой техники.

Основными проблемами развития и формирования современной системы УТС для БТВТ являются:
-  отсутствие обоснованной единой методологии применения УТС, что приводит к тенденции нерационального создания новых дорогостоящих технических средств обучения без единого замысла и методического обеспечения;
-  принятые на снабжение Вооруженных Сил УТС для БТВТ морально и физически устарели, не отвечают современным требованиям боевой подготовки;
-  низкая унификация и ограниченная возможность интеграции различных учебно-тренировочных средств;
-  отсутствие модульности и взаимного сопряжения УТС для БТВТ;
-  длительный период внедрения в учебный процесс существующих разработок новых УТС для БТВТ из-за отсутствия необходимого финансирования;
-  низкая укомплектованность существующих учебных центров современными учебно-тренировочными средствами;
-  отсутствие УТС на ряд образцов бронетанкового вооружения и техники, уже принятых на вооружение;
-  отсутствие в номенклатуре УТС мультимедийных технических систем с использованием в учебном процессе интерактивных информационных обучающих программ.

PzTrenGe001.jpg

Учебные компьютерные классы (в стендовом исполнении) боевых машин Т-72Б, Т-90А, БМП-3, БТР-80А, БМПТ.

Названные проблемы и объективные предпосылки для разработки и внедрения в процесс профессиональной подготовки экипажей БТВТ принципиально новых технологий обучения с использованием тренажерных систем предопределили проведение в рамках государственного оборонного заказа опытно-конструкторских работ серии «Бароскоп» и «Статоскоп» по созданию перспективных УТС: учебных компьютерных классов в стендовом исполнении, компьютерных стендов боевых отделений и динамических тренажеров экипажей и вождения с использованием последних достижений в области компьютерных технологий.

Указанные опытно-конструкторские работы были открыты в рамках Гозоборонзаказа в 2008 г. по тактико-техническим заданиям, утвержденным начальником Главного автобронетанкового управления. Головными исполнителями работ выступили тульские предприятия ОАО «ЦКБА«, ОАО «Тулаточмаш» и муромское предприятие ОАО «Муромский радиозавод». Целью являлось создание унифицированных комплектов учебно-тренировочных средств для основных образцов БТВТ.

В настоящее время разработанные в рамках ОКР «Статоскоп» компьютерные учебные классы в стендовом исполнении (КУКС) и компьютерные стенды боевых отделений (СБОК) рекомендованы к принятию на снабжение, а созданные в рамках ОКР серии «Бароскоп» динамические тренажеры экипажей и вождения прошли этап государственных испытаний.

Класс КУКС (СБОК) включает в себя следующие составные части:
- одно рабочее место инструктора (РМИ);
- восемь рабочих мест обучаемых (РМО);
- одну мультимедийную систему (МС);
- два мультимедийных интерактивных комплекса (МИК);
- три мультимедийных комплекса (МК);
- программное обеспечение (ПО);
- базу данных учебного материала (БД);
- комплект монтажных частей;
- комплект эксплуатационной документации;
- комплект ЗИП одиночный;
- комплект мебели;
- комплект тары и упаковки.

Оглавление