Оглавление

ЛЕГКИЙ ТАНК HOTCHKISS H-35 и H-39

Олег Скворцов

Фото из архива автора

История легкого танка Н35 необычна тем, что инициатором его создания выступила сама фирма Societe des automobiles Hotchkiss. Обычно французские фирмы дожидались момента, когда армия сформирует тактико-технические требования к новому образцу оружия и объявит конкурс на изготовление прототипа. Однако Ainsworth, директор Hotchkiss, будучи англичанином и видя назревшую потребность французской армии в замене устаревшего парка танков FT-17, решил применить английский коммерческий подход и стать инициатором разработки нового танка. Он предложил армейскому руководству в начале 1933 г. обсудить возможность принятия на вооружение гусеничной боевой машины фирмы Hotchkiss. Сначала фирма представила гипсовую модель танка, вооруженного пулеметом. Чтобы вес не превысил 6 т, решили отказаться от вращающейся башни и ограничиться неподвижной рубкой, как это было сделано на многочисленных клонах танкетки Carden-Lloyd во многих странах.

В результате Консультационный совет по вооружению (conseil consultative de I'armement) объявил конкурс на создание танка по техническим требованиям, выработанным после многочисленных обсуждений со специалистами Hotchkiss. Причем фирма получила заказ на постройку трех прототипов еще 30 июня, а программа разработки нового легкого пехотного танка, содержащая необходимые технические характеристики, была опубликована для сведения всех фирм, желавших принять участие в конкурсе, только 2 августа 1933 г. В соответствии с условиями этой программы фирмам-разработчикам требовалось представить проекты танка с вертикальной броней толщиной 30 мм, весом не более 6 т и со средней скоростью 8-10 км/ч, вооруженного двумя пулеметами или легкой пушкой и пулеметом во вращающейся башне, с двумя членами экипажа. Зачастую выбор в пользу одноместной башни подвергается критике, но даже в пушечном варианте представляется излишним вводить третьего члена экипажа для подачи выстрела с диаметром гильзы около 4 см и общей длиной не более 18 см из боеукладки, находящейся на расстоянии вытянутой руки от наводчика (ширина корпуса составляла около 1,5 м).

В начале 1934 г. свои проекты представили 14 фирм: АРХ, Batignolles-Chatillon, Berliet, Citroen, Delaunay-Belleville, FCM, Hotchkiss, Laffly, Lorraine-Dietrich, Renault, Saint Nazaire-Penhoet, SEFiAM, SOMUA и Willemme [1]. Из них только четыре фирмы (Batignolles-Chatillon, Delaunay-Belleville, FCM и Renault) получили заказ на строительство прототипа. Государственная фирма АРХ (Atelier de Construction de Puteaux) получила заказ на один прототип раньше (вне конкурса), как и Hotchkiss на свои три прототипа.

PzH35H39001.jpg

Н35 из состава 2-го эскадрона 4-го кирасирского полка 1-й легкой механизированной дивизии (4ème Cuirassiers, 1ère DLM). Заднее направляющее колесо имеет пять спиц и пять отверстий. На танк нанесен первый (по времени применения) тип камуфляжа.

21 июня 1934 г. технические условия были изменены. После экспериментов с обстрелом брони снарядами новой французской 25-мм противотанковой пушки толщину брони потребовали увеличить до 40 мм. Hotchkiss представила выполненный в соответствии с первоначальным заказом первый прототип с рубкой и броней толщиной 30 мм 18 января 1935 г. Хотя он не отвечал новым требованиям, его (как и второй прототип) интенсивно испытывали до мая. Это позволило выявить недостатки в конструкции и внести необходимые изменения в третий прототип, который был представлен 19 августа 1935 г.

По результатам сравнительных испытаний победителем был объявлен танк Renault, хотя трудно сказать, действительно ли Renault честно победил в соревновании с Hotchkiss, так как заказ на первые 300 танков, получивших официальное обозначение «char leger modele 1935 R» (легкий танк модели 1935 г. Рено, или сокращенно R35), был выдан еще 29 апреля 1935 г. Как бы то ни было, танк Hotchkiss действительно имел недостатки: высокое удельное давление, что снижало проходимость на мягком грунте; мощность двигателя составляла только 75 л.с. против 82 л.с. двигателя R35 (при большем весе танка Hotchkiss); более низкую, чем у R35, практическую скорость по пересеченной местности из-за жесткой подвески; худшую, чем у конкурента, управляемость - хотя оба танка имели неравномерную нагрузку на опорные катки вследствие плохой балансировки (двигатель и трансмиссия обоих машин располагались вдоль одного борта), на R35 в качестве механизма поворота использовался двойной дифференциал, что облегчало управление; резина опорных катков быстро разрушалась при движении (впрочем, это было присуще и R35). Казалось, максимум, на что может рассчитывать фирма Hotchkiss - это на утешительный приз в виде заказа на 100 танков для компенсации ее затрат, подобно фирме FCM.

Но в этот момент на сцене появилась кавалерия. Во Франции в это время она была отдельным родом войск и имела свои программы финансирования закупки вооружения. В 1920-х гг. ее руководство пришло к идее создания полностью механизированных соединений, выполняющих ту же роль, что и кавалерия. В июле 1935 г. началось переформирование 4-й кавалерийской дивизии в 1-ю легкую механизированную дивизию (DLM - Division legere mecanisee). Однако первый прототип танка (еще без башни) AC3, получивший впоследствии официальное обозначение «char 1935 (танк модели 1935 г. SOMUA), начал первый цикл испытаний только 2 июля и окончил их 4 августа. Вплоть до марта 1936  г. машина несколько раз возвращалась на завод для доработок и проходила следующий цикл испытаний. Понимая, что она слишком дорога и начало ее серийного производства затягивается, кавалерия предложила принять на вооружение танк фирмы Hotchkiss. Сыграло свою роль то обстоятельство, что у прототипа Hotchkiss оказалось одно преимущество перед R35 - его максимальная скорость на дороге составляла 28 км/ч, что было примерно на 8 км/ч выше конкурента (правда, трудность включения пятой передачи из-за несовершенства коробки передач зачастую не позволяла ее достичь).

Оглавление