Оглавление

PzB1bis003.jpg

Башня АРХ. 1 танка В1 №112 «Mulhouse» прошла модернизацию: вместо пушки SA34 установили SA35 (однако оставили боковые смотровые приборы старой модели).

PzB1bis004.jpg

Довоенная фотография танка В1 №111 «Dunkerque» с пушкой SA34 в башне АРХ.1 из немецкого руководства по опознанию иностранной военной техники «D50/12 Kennblaetter fremden Geraets Heft 12 Kraftfahrzeuge», датированном 21 марта 1941 г. В этом документе танки В1 и В1 bis имели единое обозначение - «Panzerkampfwagen B1 Bis 740 (f)».

На предсерийных танках №102 и №103 увеличили до 40 мм толщину брони, защищавшей наиболее уязвимые участки — лобовую и заднюю проекции, а также боковые наружные вертикальные стенки корпуса внутри гусеничного обвода. На участках, хотя бы частично прикрытых гусеницами и ведущими колесами, броневую защиту оставили без изменений.

Усилили и вооружение: на всех трех опытных танках использовали «универсальную» литую башню ST2 (с толщиной стенок 35 мм) с 47-мм пушкой и пулеметом, планируемую к установке также на танках D1, D2 и модернизируемых FT-17. Но уже в 1932 г. было решено использовать новую башню АРХ. 1 с 47-мм пушкой SA Mle. 1934. В качестве основного вооружения выбрали 75-мм пушку фирмы ABS (Ateliers de Bourges).

В результате этих доработок танк получил обозначение «В1». Заказ на первые семь серийных образцов был подписан 6 апреля 1934 г., на следующие 20 — в декабре того же года. Из этих 27 танков по крайней мере шесть (№120-125) выпустила F.C.M., остальные — Renault.

В апреле 1935 г. фирма F.C.M. получила заказ на пять боевых машин (№131-135) с несколько измененными элементами бронирования.

На следующих танках вместо части бронелистов, имевших толщину 40 мм, стали устанавливать бронелисты толщиной 60 мм. Причем для того чтобы не изменять геометрию старых бронедеталей, в местах стыка новые детали получили фаски, уменьшавшие толщину их стыковочной кромки до 40 мм. Кроме того, вместо башни АРХ. 1 стали устанавливать башню АРХ.4.

Новая башня появилась в связи с пожеланиями военных установить новую 47-мм пушку SA Mle. 1935, получить возможность независимой горизонтальной наводки 7,5-мм пулемета Reibel Mle. 1934 без поворота башни, увеличить толщину брони, оснастить более тяжелую башню электроприводом механизма поворота и использовать перископические приборы наблюдения новой конструкции. В результате всех изменений масса пустого танка достигла 29,36 т.

Новая модификация получила обозначение «Char B1 bis». Контракт на первые 35 танков (№201-235) был подписан в октябре 1936 г. Но наиболее совершенный вариант пошел в серию, начиная с танка №236: на машины стали устанавливать более мощный двигатель (275 л.с. вместо 180 л.с. при 1600 об/мин), а также изменили конструкцию части бронедеталей. Очередное изменение некоторых деталей бронирования было внедрено, начиная с танка №276, но оно уже не являлось принципиальным и определялось скорее технологическими причинами.

Модернизации подвергли и ранее выпущенные танки В1, заменив в башнях АРХ.1 пушки SA34 на SA35, но оставив старые приборы наблюдения.

PzB1bis005.jpg

В1 bis №452 «Verdun II». Две звезды на башне означают, что это танк бригадного генерала Bruneau, командира 1-й полубригады тяжелых танков 1-й бронетанковой дивизии резерва главного командования. В открытый люк видно, насколько низким было отделение экипажа. Слева от проема находится стеллаж для снарядов.

Оглавление