Оглавление

"Гадкие утята" Panzertruppen

Олег Скворцов

фото из архива авторе

Pz3Pz4001.jpg

27 января 1934 г. 6-я Инспекция моторизованных войск Управления общих дел сухопутных сил Германии (Allgemeine Heeresamt/lnspektorat6, или AHA/In.6) выдала указание 6-му контрольно-экспериментальному отделу автомобильной и бронетанковой техники Управления вооружений сухопутных сил (Waffenamt Allgemeine/Waffenpruefwesen 6, или WA/Wa.Prw.6) начать проектирование двух танков, вооруженных противотанковыми орудиями. Первый образец, «verstaerkter KI.Tr.6 to» (усиленный легкий танк массой 6 т), получивший кодовое обозначение La.S.100 (сельскохозяйственный трактор с двигателем мощностью 100 л.с.), должен был оснащаться пушкой калибра 2,0 cm. Второй, массой до 10 т, имевший обозначение Z.W. (Zugfuehrerwagen - танк командира взвода), - пушкой калибра 3,7 cm. Впоследствии первый танк стал именоваться Pz.Kpfw.ll (Sd.Kfz.121), а второй - Pz.Kpfw.lll (Sd.Kfz.141).

Pz3Pz4002.jpg

Пружинная подвеска сначала отрабатывалась на Leichttraktor фирмы Rheinmetall.

ТЗ на новые танки сформулировала In.6, а первоначальной задачей Wa.Prw.6 являлась разработка эскизных проектов в сотрудничестве с предполагаемыми фирмами-изготовителями. Однако уже на стадии предварительного проектирования общей компоновки танка с 3,7 cm пушкой выяснилось, что уложиться в весовые ограничения (10 т) не удастся, и предельную массу снаряженного танка решили ограничить величиной 18 т.

Такое ограничение объяснялось тем, что понтонно-мостовой парк немецкой мостовой колонны типа В включал в себя 16 полупонтонов и позволял построить либо два парома грузоподъемностью 16 т (18 т для гусеничной техники), либо мост длиной 54 м той же грузоподъемности.

Техническое задание на проектирование, выданное фирмам-участникам конкурса по проектированию шасси 18-тонного Z.W., сразу предусматривало оснащение танка двигателем водяного охлаждения Maybach HL 100 мощностью 300 л.с. Это позволяло получить те же удельную мощность и динамические характеристики, что и у последней модификации танка Pz.Kpfw.l Ausf. В (имевшей двигатель Maybach NL38 Tr мощностью 100 л. с. при снаряженной массе 5,8 т), производство которой планировали начать в 1936 г. [1]

Разрешение на строительство деревянных макетов как Z.W., так и La.S.100 было выдано 12 октября 1934 г. После изучения трех эскизных проектов шасси Z.W., представленных фирмами Daimler-Benz, MAN. и Rheinmetall, Wa.Prw.6 заключил контракты на детальное проектирование и постройку Versuch-Fahrgestell (прототипов шасси) для первого варианта Z.W. с Daimler-Benz (два шасси Z.W.1) и с М.А.N. (одно шасси). Производство Versuch-Turm (опытных образцов башен) для Z.W.1 поручили Krupp (две башни) и Rheinmetall (одна). Кроме того, Krupp получила также заказ на изготовление еще трех Versuch-Turm: одной башни с усиленным бронированием и двух - с размещением двух членов экипажа вместо трех. Daimler-Benz отвечала также за выпуск двух шасси из конструкционной стали для прототипов Z.W.3 и Z.W.4. Двигатель, как и планировалось, поставляла фирма Maybach, но его реальная мощность составляла 250 л.с.

В августе 1935 г. фирма Daimler-Benz сдала первое Versuch-Fahrgestell из броневой стали. В том же месяце Krupp подготовила две башни, изготовленные на заводе в Эссене (Essen). После испытания их вернули на завод для мелких переделок. Интересно, что изначально «крупповские» башни имели наружные маски для крепления пушки, но позднее, 22 февраля 1936 г., Wa.Prw.6 потребовал заменить их на внутренние.

Pz3Pz4003.jpg Pz3Pz4004.jpg

Pz.Kpfw.lll Ausf.A (или его прототип) с ранним вариантом башни, имевшей вдоль нижнего края ряд конических головок болтов и внутреннюю маску пушки.

Оглавление