Оглавление

Участники работ над комплексом «Тайфун» от ОКБ-221.
PlurTyph020.jpg PlurTyph021.jpg PlurTyph022.jpg PlurTyph023.jpg PlurTyph024.jpg PlurTyph025.jpg PlurTyph026.jpg
Ю. Н. Мацапура. В. П. Царев. В. Г. Сорокин. Н.К. Смольяков. Н.И. Еланский. В. К. Солошенко. Г.Н. Беляев.

Дальнейший дискуссионный анализ показал, что применение спецзаряда с использованием ПУ и ракеты «Тайфун» небезопасно для обеих воюющих сторон.

Подводные взрывы могли бы вызвать значительное радиоактивное заражение местности. Кроме того, ядерные взрывы на акватории, прилегающей к военно-морской базе, могли повредить размещаемые на дне моря и на побережье гидроакустические средства (включая стационарные), а также привести к гибели своих судов и кораблей, оказавшихся в опасной зоне. Исходя из этого, после рассмотрения в 1959 г. результатов предварительных проработок нескольких вариантов ракет с различной максимальной дальностью пуска, работы по данной теме практически прекратились.

Технические характеристики

БР-222 (колесный)

БР-222 (гусеничный)

БР-222-l (гусеничный)

БР-222-II (гусеничный)

БР-222-III (гусеничный)

БР-222-IV (колесный)

БР-222-V (колесный)

БР-222-VI (колесный)

Вес ракеты, кг

6000

6000

9060

9060

5000

5500

5500

6030

Вес транспортера, кг

22000

35000

22000

21000

Вес артчасти, кг

14500

13100

13600

20500

21000

Вес установки, кг

28000

28000

45560

59500

40100

40100

Вес электрооборудования

1000

500

500

500

750

Угол продольной устойчивости:

- при подъеме;

38°

38°

60°

63°

55°

55°

37° 59°

- при спуске

53°

53°

Угол поперечной устойчивости:

27°

- без учета ветра;

26°

26°

45°

50°

45"

50°

16,5°

- с учетом ветра

15,5°

15.5°

Предельные рабочие углы вертикального наведения

40°+80°

40°-80»

40°+80°

40°*80°

40°+80°

40°*80°

40°+80

0—80°

Предельные рабочие углы горизонтального наведения

±8°

±8°

±90°

±90°

±90°

±90°

±90°

±90°

Максимальная скорость передвижения (км/час)

60,0

35,2

35,0

35,5

60,0

Вышедшая в 2003 г. книга А.В. Веселовского «Ядерный центр (записки испытателя ядерного оружия)» приоткрывает завесу над причинами такого решения. В ней, в частности, сказано: «...Поскольку мы, разработчики изделий со спецзарядом, представляли последствия применения изделий с ядерными боезапасами лучше, чем военные, вопросы безопасности стояли у нас очень остро. К этому нас приучил с первых шагов научный руководитель и первый главный конструктор академик Ю.Б. Харитон Он требовал скрупулезной проработки буквально всех вопросов по обеспечению безопасности на всем жизненном цикле ядерного боеприпаса, начиная от изготовления на серийном заводе, эксплуатации в войсках и далее. В нашей эксплуатационной документации (ЭД) всегда были гарантии, что изделия безопасны при условии соблюдения требований ЭД...»

Кроме того, создание системы в целом, включая решение задач обнаружения и классификации целей, выдачи целеуказания на боевые машины комплекса с временными задержками, не приводящими к недопустимому старению информации, могло быть осуществлено только на более высоком уровне развития техники.

Таким образом, береговой ракетный комплекс «Тайфун» для доставки глубинных бомб со спецзарядом не получил путевку в жизнь.

Чем же закончились эти проработки для НИИ-1 и ОКБ-221?

В 1961 г. на вооружение ВМФ были приняты реактивные бомбометные установки с механическим заряжанием «Смерч-2» и «Смерч-3» для залповой и одиночной стрельбы. Над ними потрудились конструкторы НИИ-1 и ЦНИИ-34. Что касается конструкторов ОКБ-221, то им не пришлось отдыхать. В день закрытия темы «Тайфун» было объявлено о начале работ над ракетным комплексом «Темп». Полученный при этом опыт оказался весьма кстати.

PlurTyph019.jpg

Шахтная пусковая установка БР-219.

Оглавление