Оглавление

PerComHe006.jpg PerComHe003.jpg

AH-64D «Apache Longbow»

AH-1W «Super Cobra»

Причиной, по которой в Пентагоне начали говорить о машинах, объединяющих свойства ударных и транспортных вертолетов, стали успехи в создании на базе многоцелевых геликоптеров модификаций, вооруженных управляемым оружием. Их боевое применение заставило военных задуматься, целесообразны ли затраты на создание высокоспециализированной машины с уникальной системой обеспечения эксплуатации, какой является АН-64.

В качестве примера можно привести вертолет MH-60L, который часто называют АН-60, подчеркивая его истинную сущность. Этот вариант «Блэк Хока» создавался по заказу 160-го полка сил специального назначения армии США. Машина, сохранив возможности транспортировки грузов и личного состава, получила всепогодное и круглосуточное оборудование и вооружение, в том числе восемь AGM-114, по существу сравнявшись по огневым возможностям с «Апачем».

Летчики 160-го полка, наиболее активно участвующие в боевых действиях, которые Пентагон ведет по всему миру, пришли к выводу, что для применения ночью, а также поиска и уничтожения замаскированных целей оптимальна посадка экипажа «плечо к плечу». Этот опыт пришел еще со времен активной эксплуатации ударной версии вертолета MD 500 Defender. Для спецназа фирма McDonnell Douglas построила или переделала в общей сложности 67 АН/МН-6 различных модификаций. Однако маневренность легкой машины не спасала от зенитного огня. В конфликтах низкой интенсивности было потеряно девять таких вертолетов. Даже панамцы, не обладавшие налаженной ПВО, сбили два ударных АН-6 и один специальный МН-6 всего за пару дней боев.

PerComHe004.jpg PerComHe007.jpg PerComHe005.jpg

МН-6

OH-58D «Kiowa»

MH-60L

«Блэк Хок» по сравнению с «Дефендером», безусловно, дает значительно больше шансов выжить в противостоянии с наземными средствами ведения войны. MH-60Lбуквально набит всевозможной аппаратурой обнаружения и противодействия, а по возможному набору вооружения не уступает АН-64. Экипаж держится намного увереннее, «чувствуя локоть» друг друга и располагая не худшим, чем у чисто ударных вертолетов, обзором. И при этом машина дешевле как в поставке, так и в эксплуатации.

Удобство размещения экипажа «плечо к плечу» оценили и пилоты «Кайовы». По оценкам военных специалистов, именно ОН-58 является самым воюющим вертолетом США. Неслучайно, спецназ заказал «Беллу» переделать партию «Кайов» в ударные МН-58 Combat Scout, вооруженных ПТУР TOW.

Перспективы дальнейшей борьбы за ресурсы (как за сохранение своих, так и за недопущение установления контроля за чужими со стороны геополитических конкурентов) требуют дальнейших исследований. Тем более что на востоке в составе армии КНР, «дружелюбно» осваивающей сибирские леса и московские рынки, имеются десятки тысяч вполне боеспособных танков, прикрытых мобильными ЗРК. Да и события в некогда дружественных нам странах заставляют серьезно задуматься — стоит ли успокаиваться. В России ведь технологического задела «Команча» и скоростного Х-2 фирмы Sikorsky нет. В случае чего, придется начинать с нуля. Поэтому стоит уже сейчас определиться, что нужно российским ВВС?

Более полувека непрерывного совершенствования конструкции и тактики применения сформировали к настоящему моменту достаточно четкие требования к винтокрылому летательному аппарату военного назначения:
- агрессивность, связанная с необходимостью упреждающего выявления угроз и нанесения удара по целям до того момента, когда они смогут принять меры самообороны;
- эффективное взаимодействие с другими силами и средствами на поле боя, поскольку вертолет, решая задачи в интересах сухопутных подразделений или надводных кораблей, должен получать оперативное целеуказание, информацию о противнике, выявленную иными средствами, а также, по возможности, быть прикрыт от воздействия вражеских летательных аппаратов;
- отсутствие ограничений по условиям боевого применения, так как сейчас война ведется без оглядки на время суток, а ссылки на «нелетную погоду» еще с времен Второй мировой вызывают лишь раздражение пехоты и танкистов, вынужденных вступать в бой с противником и в дождь, и в туман;
- маневренность как летно-техническая характеристика, необходимая для минимизации вероятности поражения зенитным огнем, и как оперативная характеристика, гарантирующая срочную дислокацию вертолетного подразделения с сохранением его боеготовности;
- работа в группе с налаженным информационным обменом, что может гарантировать выявление и поражение максимального числа целей и реакцию на внезапно появляющиеся угрозы;
- универсальность оборудования и вооружения, которая позволит изменять задачу уже после взлета и, в том числе, атаковать различные по степени защищенности объекты.

Оглавление