Оглавление

PdtUniv342.jpg

Использованы фотографии из архивов ФГУП «МКПК «Универсал» и ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».

Госиспытания выдержаны

С 30 марта по 2 июля 1983 г. прошли госиспытания СМД десантированием грузов и техники из самолета Ил-76. Они проводились бригадой ГК НИИ ВВС при участии летного и технического персонала ОКБ им. СВ. Ильюшина, а также представителей завода «Универсал» и НИИ АУ на площадках в Медвежьих Озерах, под Псковом, Кировабадом и Казлу-Руда. Отметим, что в ТЗ на разработку средств маловысотного десантирования предусматривалось требование по обеспечению возможности десантирования на площадку приземления, расположенную с превышением до 2500 м над уровнем моря.

В ходе госипытаний состоялось успешное сбрасывание на высокогорную площадку Варденис (в Армении, 1940 м над уровнем моря) с приземлением на вспаханное поле. Грузы десантировались как одиночно, так и серией («цугом»). Всего провели 27 вылетов, из них в 17 сбросили 28 грузов. Перегрузки при десантировании снабженческих грузов в направлении полета достигали 16,5 g, по вертикали — 32,15 g; при десантировании БМД-1, соответственно, — до 13,2 и до 19,4 g. Заход на десантирование выполнялся с высоты около 200 м, со снижением — до 3-5 м. Открытие створок грузолюка выполнялось на удалении 10 км от точки начала выброски при скорости полета 300 км/ч и высоте 100 м. К моменту открытия грузолюка шасси и механизация крыла самолета были выпущены, система сброса подготовлена к десантированию. При выходе Ил-76 на высоту менее 10 м и расчетную дальность сбрасывался вытяжной парашют.

После сбрасывания последнего груза и доклада борттехника закрывались створки грузолюка, и самолет уходил с высоты десантирования. После страгивания груза и в процессе его движения по грузовой кабине от экипажа требовалась слаженная и четкая работа по выдерживанию высоты, направления и скорости полета, скорость реакции — особенно при десантировании грузов «цугом». Для работы на предельно малых высотах была необходима специальная подготовка экипажа. Использование радиовысотомера РВ-5, которым оснащался самолет Ил-76, в комплектации с дополнительным указателем геометрической высоты несколько упрощало эту задачу.

Особенно сложным являлось ориентирование на предельно малой высоте. На Медвежьих Озерах, например, начало площадки приземления обозначали с помощью пирофакелов, дымовых шашек (наименее удачный вариант, поскольку дым затруднял визуальное определение высоты и закрывал площадку), флажков, пирамид, но и тогда от штурмана требовался тренированный глазомер для определения точки начала выброски. При выборе площадок десантирования обязательным условием становилось отсутствие строений, техники, линий электропередач, людей на удалении 700—800 м до площадки приземления и после нее по направлению полета. И, конечно, на площадке (в створе захода на десантирование шириной не менее 100 м) не должны были находиться грузы, сброшенные предыдущим самолетом, так что количество грузов, десантируемых таким образом на одну площадку, ограничивалось.

В акте по государственным испытаниям, утвержденном 16 ноября 1983 г., отмечалось: «Средства десантирования П219 разработаны впервые в нашей стране и по своим тактико-техническим характеристикам не уступают аналогичным образцам, имеющимся на вооружении армии США (система LAPES)... Средства низковысотного десантирования грузов (П219) Техническому заданию №10829 и Дополнению №1 в основном соответствуют и обеспечивают десантирование снабженческих грузов полетной массой от 3000 до 7000 кг и боевой машины типа БМД-1 полетной массой до 8500 кг из самолета Ил-76 (Ил-76М, Ил-76МД), оборудованного радиовысотомером А-037 с дополнительным указателем геометрической высоты, на приборной скорости полета 260±20 км/ч с высот 3...5 м... могут быть рекомендованы для запуска в серийное производство и принятия на снабжение ВВС... Выполнение полета на десантирование грузов полетной массой от 3000 до 6500 кг одиночно и серией «ЦУГ» (от двух до четырех)... доступно летчикам и штурманам средней квалификации, но требует от летного экипажа тренировки в полетах на предельно малых высотах и высотах десантирования 3...5 м... Способ десантирования грузов с высоты 5 м повысил точность десантирования грузов и привел к значительному сокращению размеров площадки приземления».

Оглавление