Оглавление

PdtUniv055.jpg

Развитие ПДТ в первое послевоенное десятилетие

Десантные планеры отнюдь не отменяли парашютные десанты и необходимость сбрасывать в составе этих десантов тяжелое вооружение, технику и грузы снабжения. Опыт Второй мировой войны и исследования военных специалистов ясно показывали возросшее значение воздушных десантов. Сама обстановка требовала развития ПДТ. Потенциальный противник (страны НАТО и прежде всего - США) быстро наращивали боевые возможности своих воздушно-десантных войск, речь уже заходила о «воздушно-десантной войне».

Возрастающее значение «вертикального охвата» понимало и советское руководство: в 1948 г. дополнительно были развернуты пять воздушно-десантных дивизий и две авиатранспортные дивизии. Все имевшиеся и вновь созданные соединения объединили в Воздушно-десантную армию (в 1953 г. Управление ВДА реорганизовано в Управление ВДВ). Значительно увеличивалась техническая оснащенность ВДВ, образцы вооружения и техники разрабатывались с учетом их потребностей. Десанты обязательно должны были обладать своей артиллерией, бронетанковой техникой, транспортными средствами, снабжаться с воздуха.

Директор завода №468 (ныне - ФГУП «МКПК «Универсал») А.И. Привалов при поддержке представителей ВВС полковников А.И. Грызлова и Л.А. Апухтина добивался возрождения тематики ПДТ, для разработки которой завод, собственно, и создавался. 12 марта 1946 г. заместитель министра авиапромышленности А.С. Яковлев издал приказ об организации на заводе №468 конструкторской группы по ПДТ, руководителем которой назначили А.И. Привалова с сохранением за ним должности директора завода. В эту группу из ОКБ Цыбина перешли К.С. Герасимов, М.П. Дрязгов, Е.А. Кузнецов, Б.Ф. Лукашев и К.И. Седовая. 25 января 1947 г. была восстановлена прежняя специализация завода, и А.И. Привалов снова стал главным конструктором. Правда, при этом производственная база в Бескудниково у завода отбиралась, взамен ему передавали кустарные мастерские «Коопящик» во Владыкино.

В Бескудниково был организован завод №499 во главе с П.В. Цыбиным, где довели до серийного образца его тяжелый планер Ц-25 грузоподъемностью до 2,2 т, способный доставить 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2 с автомобилем-тягачом «Виллис» и расчетом.

Эти планеры состояли на вооружении ВДВ до 1956 г. (серийно Ц-25 строили в Оренбурге на заводе №47). До окончания ремонта на «Коопящике» небольшая конструкторская группа от завода №468 в количестве 12-14 человек оставалась на территории завода №499.

PdtUniv056.jpg PdtUniv057.jpg

Схема потолочного транспортера для сбрасывания парашютно-десантных грузов с самолета Ли-2 через бортовую дверь. Принят на снабжение ВВС в 1949 г.

На «Коопящике» между тем постепенно появлялись пригодные для работы мастерские с минимально необходимым оборудованием. Основным направлением работ завода в это время стало переоборудование пассажирских самолетов Ли-2 и бомбардировщиков Ту-2 для обеспечения воздушно-десантных операций. Такое направление досталось заводу «в наследство» еще от коллектива П.И. Гроховского, и этим приходилось заниматься вплоть до появления специальных военно-транспортных самолетов. В это время, кстати, сворачивалась работа П.В. Цыбина над планерами, и заводы №499 и №468 «поменяли местами» - первый перевели во Владыкино, а второй вернули в Бескудниково. Для уяснения условий работы в тот тяжелый послевоенный период стоит вспомнить хотя бы, что это была еще территория Подмосковья с соответствующим состоянием транспорта и быта (в черту Москвы Бескудниково вошло только в 1960 г.). Но концентрация усилий специалистов завода №468 на ПДТ и задел, уже накопленный ими, скоро дали свои результаты.

Для механизации выброски с Ли-2 через бортовую дверь грузов в парашютно-десантной таре (парашютных мешков ПДММ-120, баков, грузов с универсальными парашютно-десантными ремнями ПДУР) в самолете установили потолочный кареточный транспортер ПГС-17 (эта работа, проводившаяся в 1947 г., получила на заводе индекс П-3М).

Оглавление