Оглавление

Простым и надежным, но не самым рациональным с точки зрения массы, является применение толстолистовой стали для защиты днища. Более легкие структуры днища с энергопоглощающими элементами (например, шестигранными или прямоугольными трубчатыми деталями) применяются пока весьма ограниченно.

К классу MRAP относятся и автомобили семейства «Тайфун» (рис. 6), разработанные в России. В данном семействе автомобилей реализованы практически все известные в настоящее время технические решения по обеспечению противоминной защиты:
-  V-образная форма днища,
-  многослойное днище обитаемого отделения, противоминный поддон,
-  внутренний пол на упругих элементах,
-  расположение экипажа на максимально возможном удалении от наиболее вероятного места подрыва,
-  защищенные от прямого воздействия оружия агрегаты и системы,
-  энергопоглощающие сиденья с ремнями безопасности и подголовниками.

PMDBMM013.jpg PMDBMM014.jpg

Рис. 6. Автомобиль семейства «Тайфун» с повышенным уровнем противоминной стойкости.

PMDBMM015.jpg PMDBMM018.jpg PMDBMM019.jpg

Рис. 7. Картины деформированного состояния различных защитных конструкций при численном моделировании воздействия взрыва.

PMDBMM016.jpg

Рис. 8. Картина распределения давлений при численном моделировании подрыва автомобиля «Тайфун».

Работа над семейством «Тайфун» является примером кооперации и комплексного подхода к решению задачи обеспечения защищенности в целом и противоминной стойкости в частности. Головным разработчиком защиты автомобилей, создаваемых автомобильным заводом «Урал», является ОАО «НИИ Стали». Разработкой общей конфигурации и компоновки кабин, функциональных модулей, а также энергопоглощающих сидений занималось ОАО «Евротехпласт». Для выполнения численного моделирования воздействия взрыва на конструкцию автомобиля были привлечены специалисты ООО «Саровский инженерный центр».

Сложившийся подход к формированию противоминной защиты включает несколько стадий. На первом этапе выполняется численное моделирование воздействия продуктов взрыва на эскизно проработанную конструкцию. Далее уточняется внешняя конфигурация и общая конструкция днища, противоминных поддонов и отрабатывается их структура (отработка структур также производится сначала численными методами, а затем испытывается на фрагментах реальным подрывом).

На рис. 7 приведены примеры численного моделирования воздействия взрыва на различные структуры противоминных конструкций, выполненные ОАО «НИИ Стали» в рамках работ над новыми изделиями. После завершения детальной разработки конструкции машины моделируются различные варианты ее подрыва.

На рис. 8 показаны результаты численного моделирования подрыва автомобиля «Тайфун», выполненные 000 «Саровский инженерный центр». По итогам расчетов производятся необходимые доработки, результаты которых проверяется уже реальными испытаниями на подрыв. Такая многоступенчатость позволяет оценивать правильность технических решений на различных стадиях проектирования и в целом снизить риск конструктивных ошибок, а также выбрать наиболее рациональное решение.

Общей чертой создаваемых современных бронированных машин является модульность большинства систем, в том числе защитных. Это позволяет адаптировать новые образцы БТТ к предполагаемым условиям применения и, наоборот, при отсутствии каких-либо угроз избегать неоправданных

затрат. В отношении противоминной защиты такая модульность дает возможность оперативно реагировать на возможные изменения типов и мощностей применяемых взрывных устройств и с минимальными затратами эффективно решать одну из главных проблем защиты современной БТТ.

Таким образом, по рассматриваемой проблеме можно сделать следующие выводы:
- одну из самых серьезных угроз для БТТ в наиболее типичных сейчас локальных конфликтах представляют мины и СВУ, на долю которых приходится более половины потерь техники;
- для обеспечения высокой противоминной защиты БТТ требуется комплексный подход, включающий в себя как компоновочные, так и конструктивные, «схемные» решения, а также применение специального оборудования, в частности, энергопоглощающих сидений экипажа;
- образцы БТТ, имеющие высокую противоминную защиту, уже созданы и активно используются в современных конфликтах, что позволяет анализировать опыт их боевого применения и определять пути дальнейшего совершенствования их конструкции.

PMDBMM017.jpg

Оглавление