Оглавление

ТРАНСПОРТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОСТОРОВ

Александр Кириндас

Фото из архива автора.

NewSnee001.jpg

ИЗДЕЛИЕ НОВОГО ТИПА

В предыдущей статье цикла  уже рассказывалось о том, что в годы Великой Отечественной войны в Советский Союз были поставлены канадские снегоходы В-2 и В-3. На основании результатов их испытаний по заданию Научно-танкового комитета ГАБТУ на конкурсной основе развернулись работы по созданию отечественных аналогов. В частности, в 1946 г. этой тематикой занялся конструкторский коллектив НПО ГИИ1 в составе 5 человек во главе с доцентом М. В. Веселовским.

В рамках реализации научной темы № 19 силами НПО ГИИ был спроектирован и изготовлен опытный образец снегохода С-20. Он проходил заводские испытания в районе Горького и государственные испытания на Кубинке, однако не выдержал их по причине неудовлетворительной надежности и несоответствия по весу, максимальной скорости по целине и шоссе, среднему удельному давлению, максимальной мощности двигателя, габаритным размерам. Из-за некачественного производственного исполнения и недостаточной герметичности машины испытания по преодолению бродов глубиной 80— 90 см носили ограниченный характер: С-20 интенсивно набирал воду через щель в носовой части и негерметично закупоренное пробкой отверстие для слива воды и масла. В то же время было высказано предположение, что благодаря объемному водоизмещающему корпусу и малой собственной массе снегоход, подобный С-20, сможет обладать положительной плавучестью и преодолевать водные преграды при надлежащем производственном исполнении.

NewSnee002.jpg

М.В. Веселовский.

По завершении испытаний снегоходов Т-42 и С-20 было принято решение продолжить работы по машинам такого типа. Если новые изделия московского коллектива в целом развивали прежнюю концепцию, то снегоход горьковского коллектива стал транспортным средством нового типа. Его создание велось в КБ НПО ГИИ в рамках научной темы №47. Машина получила военное обозначение «С-21» и институтское «ГИИ-21». Главным конструктором был М.В. Веселовский.

Предположение о возможности достижения амфибийности позволило наметить новое направление работ и несколько скорректировать техническое задание. Дополнительно было определено решение следующих задач:
-  преодоление любых болот, не проходимых никаким видом транспорта, а также человеком;
-  переброска машины по хорошим дорогам на буксире со снятыми гусеницами с целью их сбережения;
-  форсирование водных преград.

Последнее качество на тот момент не являлось определяющим, поэтому машина на начальном этапе работ именовалась снегоходом. Работы формально подразумевали создание транспортного средства для Вооруженных Сил и народного хозяйства, но, фактически, по причине новизны, носили поисковый характер.

Проектные чертежи общего вида снегохода С-21 М.В. Веселовский подписал 20 октября 1948 г. По сравнению с С-20 компоновка новой машины претерпела значительные изменения и в целом была подобна советским артиллерийским тягачам, поэтому внешне С-21 более всего напоминал поставленный на гусеницы грузовик.

Водоизмещающий корпус машины был цельнометаллический, каркасной конструкции, с дюралевой обшивкой. Конструктивно он разделялся на три части. Нижняя часть коробчатого вида, сваренная из стальных профилей, с дюралевой обшивкой толщиной 1,5 мм на заклепках принимала основные нагрузки и служила рамой. Грузовая платформа снабжалась скамейками и брезентовым тентом, была выполнена заодно с нижней частью и конструктивно повторяла ее. Деревянная кабина заимствовалась от грузового автомобиля ГАЗ-51 раннего выпуска с доработкой нижней части.

NewSnee003.jpg

Общий вид снегохода С-21 (проект).


1 Горьковский индустриальный институт.

Оглавление