Оглавление

MchTruck203.jpg MchTruck204.jpg

Трактор КПД с артиллерийским поездом движется по целине

Выхлоп с выбросом большого количества сажи сильно демаскировал КПД.

При движении на малых скоростях все поезда двигались без затруднений. С ростом скорости буксировки до 8—10 км/ч наблюдалось виляние (занос) поезда. С повышением скорости до 16 км/ч виляние прицепов становилось очень сильным, «угрожая возможностью закатиться в канаву или задеть за встречный экипаж задней прицепкой». Во время очередного скоростного заезда трактор КПД съехал с дороги под откос, и его пришлось извлекать при помощи «Коммунара».

По итогам испытаний военные констатировали: «Трактор Катерпиллер-60 прочен и прост, удобен в обращении. Исключительно надежно работает мотор в различных условиях, независимо от продолжительности беспрерывной работы».

В числе недостатков трактора «Sixty» были отмечены: скорость не выше 5,9 км/ч, громоздкая крыша, наличие несменных и вызывавших сильную тряску при движении на максимальной скорости по твердому грунту шпор, а также дефект помпы.

Трактор КПД имел те же недостатки гусеничного хода, что и у базовой модели, в связи с чем, военные отметили, что он может надежно работать в тех же условиях, что и «Sixty». Выхлоп отработанных газов сильно демаскировал трактор, что было отмечено как серьезный недостаток. Пуск мотора сжатым воздухом также оказался ненадежным.

В целом предъявленная конструкция подтвердила очевидные преимущества дизельных двигателей и принципиальную возможность создания относительно быстроходного трактора на основе «Sixty», но выявленные дефекты воспрепятствовали принятию КПД на вооружение. Опыт разработки и испытаний трактора КПД был учтен при создании новых конструкций машин.

ТТХ тракторов на испытаниях 1932 г.

Марка трактора

«Катерпиллер-60»

КПД

Год изготовления

-

1931

Мощность двигателя, л.с.

60

60*/78**

Габаритные размеры, мм:

длина

4016

4640

ширина

2404

2335

высота

2694

2530

клиренс

385

370

высота тягового крюка над землей

500

620

Масса (без водителя), кг

9760

11000

Скорости движения, км/ч:

1-я передача

3

3,1*/3,9**

2-я передача

4,2

4,2*/5,4**

3-я передача

5,9

5,85*/7,7**

4-я передача

6,7*/8,8**

5-я передача

9,4*/12,4**

6-я передача

13,3*/17,9**

1-я передача заднего хода

2,4

2,18

2-я передача заднего хода

2,8

Расположение двигателя

Переднее

Переднее

Расположение цилиндров

Вертикальное

Вертикальное

Число цилиндров двигателя

4

3

Тип двигателя

Раздельные цилиндры

Моноблок

Размерность цилиндров двигателя, мм

165,1x215,9

150x200

Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, мин-1

650

850

Степень сжатия

15,5

Литраж, л

18,4

10,5

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

1-2-3

Пуск двигателя

Ломиком за маховик

Сжатым воздухом

Тип топлива

Бензин и лигроин

Моторная нефть

Способ подачи топлива

Вакуум-аппарат

Воздушный механический насос

Запас топлива

300 л

300 кг

Сорт смазки

Автол

Автол

Емкость картера, л

22

16

Тип радиатора системы охлаждения

Трубчатый

Трубчатый

Емкость системы охлаждения, л

70

70

Зажигание

Магнето

Самовоспламенение

Сцепление

Сухое однодисковое

Сухое однодисковое

Число передач (вперед/назад)

3/1

6/2

Тип коробки передач

Шестеренчатая

Шестеренчатая

Передача на ведущие колеса

Коническими и тарельчатыми шестернями и многодисковыми фрикционами

Коническими и тарельчатыми шестернями и многодисковыми фрикционами

Гусеничный движитель

С кормовым расположением ведущих колес

С кормовым расположением ведущих колес

Тип трака, мм

Стальной с несъемными шпорами

Стальной с несъемными шпорами

Число траков, мм

33x2

33x2

Шаг трака, мм

204

204

Длина опорной поверхности гусеницы, мм

2500

2500

Среднее давление на грунт, кг/см2

0,44

0,43

Число зубьев ведущего колеса

27

27

Натяжное приспособление

Гайкой и двумя болтами, со спиральной пружиной

Гайкой и двумя болтами, со спиральной пружиной

Система подрессоривания

Пружины

Пружины

Ширина хода, мм

2250

2250

Ширина колеи, мм

1845

1845

* При 650 об/мин. ** При 850 об/мин.

Литература

1.  Котельников В., Медведь А. Авиационные дизели, или тернистый путь А.Д. Чаромского // Двигатель. -2002, №2 (20).

2. Зубов Е. Легендарный В-2: три страницы судьбы//Двигатель. 1999, №4(4).

3.  Пути к решению вопроса об отечественном тракторостроении//Бюллетень Научно-автомоторного института. - 1922, №4.

4. Бухарин Н.А. Современные тракторы. Устройство и эксплуатация. -М-Л.,1931.

Оглавление