Оглавление

«В конструкцию этого трактора-гиганта нами введены следующие особенности: рама трактора монтируется на поворотных гусеничных тележках, причем по устройству механизма поездной сцепки в достаточной степени обеспечена правильность хода поезда по дороге; повороты достигаются поворотом гусеничных тележек при помощи сильных гидравлических (масляных) приводов; каждая гусеница (всего четыре - по две на каждой тележке) имеет независимо действующую двухцилиндровую паровую машину (всего 4 машины), таким образом механизм дифференциала в конструкции отпадает; гусеницы подрессорены на рессорах паровозного типа, а башмаки их сделаны деревянными; в тракторах применены два котла с перегревом, по общему типу Вульфа; весь трактор имеет совершенно симметричную форму как в поперечном, так и в продольном направлении, что облегчает маневрирование в тесных местах. Кроме того укажем, что конструкция выдержана близко к железнодорожным габаритам, и по весу трактор соответствует весу тяжелого товарного паровоза. [...] Управление в нем предусмотрено механическое от штурвала пароходного типа.»

Детально, со всей тщательностью проработанный проект тяжелого гусеничного парового трактора выделялся смелостью и масштабностью. В целом проект полностью соответствовал представлениям и уровню развития технической мысли своего времени, и специалистами, например, А.А. Крживицким, никаких принципиальных возражений технического порядка по нему сделано не было. Однако в условиях тотальной разрухи воплощение этого проекта оказалось невозможным.

Трактор «Холт» 75 HP постройки Обуховского («Большевик») завода («Русский Холт»)

Вновь к организации тракторостроения на государственном уровне обратились уже в период становления советской власти. 26 декабря 1917 г. Обуховскому заводу Наркомзем выдал заказ на изготовление партии тракторов. В качестве прототипа был выбран хорошо известный, хотя и не самый современный «Холт» 75 HP (мощностью 75 л.с). Однако решение о серийном выпуске было скорее номинальным, так как еще 22 декабря 1917 г. Обуховский завод остановился, а 28 января 1918 г. все рабочие (12 тысяч) были рассчитаны.

Подобное положение сложилось и на других промышленных предприятиях Петрограда, пребывавших в глубоком кризисе. Из-за германских успехов на фронте возникла угроза захвата города, и Временное правительство в августе 1917 г. организовало Комиссию по разгрузке Петрограда. После разгрома красных частей и их отступления в феврале 1918 г. уже советское правительство оказалось перед угрозой оккупации Петрограда наступающими немецкими войсками. В этих условиях было принято решение об эвакуации предприятий и переносе столицы в Москву. 22 февраля была сформирована Чрезвычайная комиссия по эвакуации и разгрузке Петрограда, а 4 марта - Центроколлегия (ранее образованная Чрезвычайная комиссия влилась в состав Центроколлегии как один из отделов). В марте начался вывоз из Петрограда первых промышленных предприятий. Параллельно происходил перенос столицы. Транспортные перевозки осложнялись плохим состоянием подвижного состава железных дорог, хроническим недостатком топлива и т.д. Производственное оборудование прежде всего вывозилось с крупных оборонных предприятий.

Ход и результаты эвакуации оценивались весьма скептически. Так, в 1925 г. в письме к председателю РВСР М.В. Фрунзе Управление военной промышленности констатировало: «Процесс расстройства заводов был в значительной степени усилен эвакуацией ленинградских военных заводов, имевшей место в начале 1918 г. Эта эвакуация была проведена в спешном порядке при отсутствии заранее разработанного плана вывоза заводов, а также при отсутствии заранее выбранных пунктов для размещения эвакуированных единиц. В результате крупнейшие военные заводы были вывезены из Ленинграда либо полностью (патронные и орудийные), либо частично (трубочный, Охтинский, Обуховский, Арсенал). При эвакуации часть оборудования погибла в пути, растерялась на железной дороге или утонула при водных перевозках. Другая часть осела в пунктах, которые нельзя было признать удобными для размещения крупных и важных производственных единиц. В итоге производственная мощность отдельных групп заводов, в особенности патронных и арсенальных, значительно понизилась»3.

Недостаток сырья и материалов, квалифицированных кадров, продовольствия и т.п. усложняли и без того труднейшее положение промышленности. Оставшиеся в Петрограде предприятия испытывали жесточайший дефицит топлива и электроэнергии. Например, по данным Петроградского совнархоза на апрель 1918 г., три электрические городские станции развили мощность 113812 л .с., тогда как работавшая на оборону промышленность потребляла 230137 л.с., а вся промышленность города - 344508 л.с., т.е. электростанции покрывали едва ли треть ее потребностей в электроэнергии.

В развитие изданного 28 июня 1918 г. декрета о национализации Обуховский завод был переведен в ведение Морского отдела Главного управления военной промышленности. Завод возобновил выпуск артиллерийских орудий, стал выполнять заказы коммунального хозяйства города. В 1918 г. приступили к работам по тракторостроению. Образец трактора «Холт» 75 HP был доставлен на завод и разобран для изготовления чертежей. Для сборки первых тракторов использовалась артиллерийская мастерская, изготовлявшая затворы и прицелы для орудий, однако, как отмечалось, ее оборудование «частью недостаточно отвечает поставленным задачам».

С началом Гражданской войны над Петроградом вновь нависла угроза захвата - на этот раз в период наступления Юденича. 2 мая 1919 г. Совет рабоче-крестьянской обороны Республики объявил на осадном положении город Петроград, Петроградскую, Олонецкую и Череповецкую губернии. Однако выполнение оборонных заданий продолжалось: в июле 1919 г. уже велась сборка первых тракторов. В следующем месяце их предполагалось отправить на фронт.

В октябре 1919 г., с началом второго (осеннего) наступления Юденича, когда возможной ареной боев мог стать и Обуховский район, был сформирован штаб внутренней обороны. Штаб выставил дозоры у ближайших железнодорожных станций Обухово и Славянка. Во Дворце коммунистов (бывшем доме начальника завода) для вооружения защитников завода были собраны один пулемет, 687 винтовок с запасом патронов и гранаты. В казармах при Обуховском заводе расположился отряд из 60 добровольцев, включавших 30 чел. караульного отряда, 20 чел. команды связи и 10 чел. пулеметной команды. На перекинутом через полотно Николаевской железной дороги мосту по дороге от Александровской фермы к Солдатскому кладбищу был установлен пулемет.

Осадное положение города, перебои со снабжением завода и другие негативные факторы затрудняли выполнение заказов на тракторы, поэтому цифры заказанных машин постоянно корректировались. Например, в 1919 г. завод должен был собрать 200 тракторов, из которых 25 предназначались для артиллерии, а остальные для Наркомзема. По ряду причин заказ не был выполнен, и к сдаче ГАУ собрали только три трактора, а тракторы для Наркомзема вообще не были изготовлены.

После окончания Гражданской войны работы возобновились. В докладе о положении с тракторостроением на Обуховском заводе 1 декабря 1920 г. отмечалось:«Три трактора Холта собраны, испытаны и сданы. На 10 тракторов готовы все сложные части, тракторы будут готовы к 1-му мая 1921 г. при условия добавления 15 человек слесарей.

На следующие 12 тракторов 70% деталей заготовлены. Тракторы будут собраны к 1 сентября 1921 г.

Заготовительные цеха/за исключением сталелитейной/выполнили детали трактора на 100 комплектов. Инструмент и приспособления изготовлены в расчете на изготовление 350 шт.

При условии снабжения завода топливом в количестве: 600 пудов кокса, 70 кубических сажен дров, 1500 пудов кузнечного угля в месяц и помощи заводу рабочей силой, согласно прилагаемой таблицы, производство тракторов может быть увеличено до 10 штук в месяц».


3 Мелия А.А. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004, с. 52, со ссылкой на РГАЭ, Ф. 4372, оп.91,д. 149, л. 12.

Оглавление