Оглавление

MchTruck089.jpg MchTruck093.jpg

Слева: трактор СХТЗ-15/30 на сельхозработах. Только случайно попавший в кадр немецкий солдат позволяет понять, что действие происходит на оккупированной территории. Справа: трофейный СХТЗ-15/30 на службе вермахта.

Трактор СТЗ показал себя как надежная машина. Он развивал равномерную тягу на различных грунтах (кроме глубокого песка и топкого болота), легко преодолевал подъемы до 20° и отличался удобством управления на плотном грунте. Дорожный ремонт не вызывал серьезных затруднений. Однако динамика трактора (скорость около 4 км/ч) была явно неудовлетворительной, что затрудняло его использование в артиллерии и вообще для тяги военных грузов. На глубоком песке и болоте отмечалась недостаточная управляемость.

Также отмечалось, что «необходимо дать освещение, установить кабину с сидениями для водителя и помощника, и поставить сцепное приспособление и лебедку».

По итогам испытаний констатировалось: «Трактор СТЗ в том виде как он был представлен на испытание в виду указанных [...] недостатков, особенно тихоходности, для работы в артиллерии непригоден. Но учитывая необходимость его использования в военное время, в связи с тем, что в СССР имеется значительное число подобных тракторов и выпуск их еще более увеличится /Заводы Сталинградский и Харьковский/ машина пока удовлетворяет сельское хозяйство. Этот тип трактора может быть использован для тяги на небольших скоростях 3-4 клмтр тех систем орудий АРГК, которые имеют жесткий лафет и не намечены по разным причинам к модернизации в целях увеличения скорости /орудия обр. 77 г./, но и здесь необходимо внести указанное выше улучшение. В случае же увеличения его скорости до 10-12 клм на гусенице он может быть использован для тяги систем полковой и дивизионной артиллерии в составе менее тяжелых поездов - только орудие с передком». По причине недостатка специализированных артиллерийских тягачей СХТЗ-15/30 применялись в Красной Армии до начала Великой Отечественной войны. Тракторы этого типа, захваченные в первые месяцы боевых действий, немцы использовали как тягачи в армии и во вспомогательных службах, а также в восстановленных на оккупированной территории колхозах по прямому назначению.

MchTruck090.jpg MchTruck091.jpg

Трактор СХТЗ-15/30, брошенный в первые дни войны и ставший трофеем немцев.

Трактор «Универсал»

Помимо СХТЗ-15/30, в СССР перед войной на заводе «Красный Путиловец» в 1934-1940 гг. велось производство трактора «Универсал», который предназначался для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. В 1944 г. выпуск этих машин возобновили уже на Владимирском тракторном заводе. Прототипом трактора послужил «Фармол» (Farmall) фирмы «McCormick-Deering». Тракторы типа «Универсал», как и их прототип, в принципе не предназначались для военных целей, однако из-за нехватки средств механической тяги ограниченно применялись в армии.

MchTruck092.jpg MchTruck094.jpg

Пропашные тракторы «Farmall» фирмы McCormick-Deering (слева трактор модели F-12 немецкой сборки выпуска 1938 г.) и его советская копия «Универсал» (справа) ограниченно применялись для военных целей.

Оглавление