Оглавление

ВСЕМИРНЫЙ «ИНТЕРНАЦИОНАЛ»

В статье использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГВА, РГАЭ, РГАСПИ, частных коллекций.

Помощь в работе над статьей оказали Михаил Соколов и Давид Парфит.

MchTruck074.jpg

В России до 1917 г. потребность в транспортных и сельскохозяйственных машинах покрывалась за счет импорта, поскольку своей тракторной промышленности фактически не имелось. Отечественные тракторы изготавливались в штучных экземплярах. В частности, завод «Аксай» предпринял постройку автоплуга типа «Шток»; южные заводы общества Копп предполагали выпускать тракторы с выписанными из Германии моторами; в Кичкасе наметили постройку тракторов по типу американских машин; на заводе Гельферих Саде в Харькове и Брянском заводе в Бежице планировали организовать выпуск тракторов «Бикфорд» и «Аллис-Чалмерс». Завод Я.В. Мамина в Балакове Саратовской губернии также собрал несколько тракторов собственной конструкции. Эти работы прервались с началом Первой мировой войны, а единичные экземпляры или тем более проекты не сыграли существенной роли в механизации сельского хозяйства, поэтому началом практического тракторостроения в нашей стране можно считать работы уже советского периода.

Перемена мест слагаемых

На рубеже XIX и XX веков тракторы наряду с другими средствами механизации сельского хозяйства, как в то время говорили «объектами мотокультуры», стали внедряться в народное хозяйство Российской империи. В сельском хозяйстве тракторы применялись исключительно в крупных частных имениях юга России — преимущественно для вспашки. В основном это были работавшие с 6-10-корпусными плугами тракторы с силовыми установками мощностью до 110 л.с. Всего же, по данным Бюро по сельскохозяйственной механике, без учета занятых в промышленности и находившихся в ведении военных машин накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 165 разнотипных тракторов, из них 75 — паровых и 90 - с керосиновыми или бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.

С началом войны тракторный парк значительно увеличился за счет импорта мощных тракторов - в основном военного назначения. После 1917 г. вопрос обеспечения тракторами решался путем организации производства и создания эффективной системы эксплуатации для наиболее рационального использования существующего парка.

Получила распространение практика автомобильных и тракторных отрядов, укомплектованных однотипными машинами. На 1 сентября 1921 г. в РСФСР числились 84 автомобильных отряда. Из всего учтенного на 1921 г. автопарка в 23324 автомобиля к серийным (насчитывавшим более 100 единиц одного типа) маркам относились 16274 автомобиля. Концентрация однотипных автомобилей позволила снизить их простои в ремонте и обеспечить наиболее эффективную эксплуатацию. Одновременно с этим отмечалось «характерное явление постепенного исчезновения несерийных машин и выживание серийных марок». Неисправный автомобиль или трактор числился «больным», в случае ремонтопригодности, или «трупом»Трупы» автомобилей и тракторов, как правило, свозились на «автокладбища», откуда поступали в переработку. Автомобильные и тракторные отряды в силу необходимости подчинялись военным (командованию округов или фронтов) или гражданским наркоматам (Наркомздраву, Наркомпроду и др.) и ведомствам и могли выполнять разнообразные задачи.

Например, тракторные отряды имелись в подчинении Тракторного отдела Туркестанского фронта1, организованного при автоуправлении Туркфронта на основе постановления РВС от 5 марта 1920 г. Отделом мобилизовались тракторы, находившиеся в ведении губернских земских отделов, а также совхозов2 и иных организаций. В задачи тракторных отрядов, подчиненных Туркфронту, входили перевозка тяжестей и пахота. Тяжести были преимущественно представлены немногочисленными артиллерийскими орудиями, в частности, задействованными в ходе Бухарской операции, поэтому в основном тракторы привлекались для работы с орудиями сельскохозяйственными. Всего известно о девяти действующих и одном резервном отряде, подчиненных фронту.

Наиболее массовыми были тракторы «Могул», «Харт-Парр», но в целом тракторный парк Туркфронта отличался разнообразием и был представлен различными типами . Так, комиссия тракторного отдела фронта от Губземотдела в г. Баронске приняла 23 июня 1920 г. и оприходовала §3 приказа №93 по эксплуатационной части:
-  два требующих ремонта трактора «Мамина» №2 с моторами 45 л.с;
-  два требующих ремонта автоплуга «Шток» 60 HP;
-  два исправных трактора «Титан» 25 HP и один требующий ремонта;
-  один исправный трактор «Титан» 45 HP;
-  один исправный трактор «Кейс» 60 HP;
-  один автоплуг «Малкус» 24x30 HP.

Для улучшения системы эксплуатации тракторов и в связи с нехваткой гужевой тяги 3 ноября 1920 г. СНК РСФСР принял декрет о едином тракторном хозяйстве. Учет тракторного парка поручался Наркомзему, а имевшиеся тракторы, за исключением непосредственно использующихся для военных целей, подлежали мобилизации в сельское хозяйство. К 1 декабря 1920 г. было учтено 660 работоспособных тракторов. В 1921 г. Наркомзем поставил на учет уже 1383 машины 56 моделей, из них 444 трактора на ходу, 69 - неремонтопригодных, 870 - ремонтопригодных. Самыми многочисленными были тракторы «Рустон» (159), «Клейтон» (149), «Титан» (131), «Могул» (123), «Холт» (95), «Бикфорд»3 (11). Остальные модели были преимущественно в единичных экземплярах. Например, имелись три трактора Мамина с моторами 45 л.с. (один из которых находился в Трудовой коммуне немцев Поволжья) и трактор «Рансом».

MchTruck075.jpg MchTruck076.jpg

«Русский трактор» конструкции Я.В. Мамина.

Трактор «Бикфорд».


1 Фронт был организован в 1919 г. на базе Южной группы войск Восточного фронта и в 1926 г. реорганизован в Среднеазиатский военный округ. В состав фронта в различные периоды времени входило несколько кавалерийских и стрелковых дивизий, части укрепленных районов и большое количество различных мелких отрядов. Численность войск фронта достигала 114 тыс. человек. Войска фронта вели боевые действия против белых и националистов, а также боролись с бандами.
2
В частности, в Спасском совхозе в мае 1920 г. был принят трактор «Титан».
3
Тракторы Big Four с моторами от 30 до 60 л.с. В документах и литературе именовались по названию фирмы «Эмерсон» или по марке в русской транскрипции — «Бикфорд», «Биг Фор» и т.п.

Оглавление