Оглавление

MchTruck070.jpg

Транспортер Т-20 «Комсомолец» буксирует 45-мм противотанковую пушку. Калининский фронт, ноябрь 1941 г.

В годы Великой Отечественной войны

Как уже отмечалось, перед войной производство тракторов «Комсомолец-2» освоить не успели, поэтому Т-20 оставался самым массовым специализированным артиллерийским тягачом в Красной Армии. Так, по состоянию на 1 января 1941 г., в войсках насчитывалась 4401 машина этого типа (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штату, утвержденному в апреле 1941 г. (штат №04/400 от 5 апреля 1941 г.), в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 99 тракторов, в том числе 21 «Комсомолец», 48 СТЗ-3, 5 СТЗ-5 и 25 ЧТЗ-65.

В корпусных артиллерийских полках и в артиллерии РВГК для буксировки орудий также применялись тракторы. Только 37-мм зенитные пушки в зенитных дивизионах стрелковых дивизий и в противотанковых артиллерийских бригадах буксировались автомобилями ЗИС-5. Накануне войны в стрелковой дивизии 50% орудий были на конной тяге и 50% - на механической тяге, причем средства механической тяги на 88% состояли из тракторов и на 12% - из автомобилей.

Поданным инвентаризации тракторного парка артиллерии, на 1 января 1941 г. около 1/5 всех тракторов требовало среднего и капитального ремонта, а незадолго до войны, в апреле 1941 г., в 17 военных округах около 15 тыс. тракторов нуждались в капитальном, среднем или текущем ремонте. В трех округах (Приволжском, Западном и Одесском) 50% тракторного парка требовало среднего и капитального ремонта. При этом ремонтные средства артиллерийских полков находились в неудовлетворительном состоянии. Например, в Киевском особом военном округе недоставало 110 ремонтных летучек типа «Б» и 51 - типа «А». Ремонтным инструментом мастерские были укомплектованы лишь на 50-60%, а заявки на запасные части в большинстве случаев не удовлетворялись.

Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны в тракторном парке РККА насчитывалось около 45 тыс. тракторов и гусеничных тягачей, из которых примерно половина находилась в артиллерии, остальные — в других родах войск. В основном (65%) тракторный парк состоял из сельскохозяйственных машин типа С-60, С-65 и СТЗ-3. Но по своим техническим характеристикам они мало подходили для службы в армии, тем более в боевых условиях.

Ко второй по численности группе машин относились специальные гусеничные тягачи «Комсомолец», «Коминтерн» и «Ворошиловец». Они составляли примерно 20% парка армии. К третьей по численности группе машин относились транспортные тракторы - СТЗ-5, С-2, «Коммунар», составлявшие в общей сложности не более 15% парка.

В тракторном парке артиллерии РККА, по данным инвентаризации на 1 января 1941 г., имелось 21,5 тыс. тракторов всех марок, против 20,1 тыс. положенных по штатам. Тракторный парк артиллерии в общем парке армии составлял около 53%. Специальных артиллерийских тягачей «Ворошиловец», «Коминтерн» и «Комсомолец» имелось всего 5646, или 26,3% всего тракторного парка.

Число ходовых машин из общего парка составляло около 70%, а 30% тракторов нуждалось в среднем и капитальном ремонте. Тракторный парк артиллерии был в несколько лучшем состоянии: в нем общее количество тракторов всех марок, требовавших среднего и капитального ремонта, было немногим больше 4,1 тыс., или 19% парка.

Таким образом, за полгода до начала войны специальные артиллерийские тягачи «Комсомолец», «Коминтерн» и «Ворошиловец» составляли всего лишь 26% тракторного парка артиллерии, а 74% парка приходилось на сельскохозяйственные и транспортные тракторы, причем транспортных СТЗ-5 было всего 13%.

По состоянию на 22 июня 1941 г., специальные гусеничные тягачи составляли всего 20% тракторного парка, из которых «Комсомольцев» было 14,9% (6700 машин). В дальнейшем качественный состав парка еще больше изменился в сторону насыщения его сельскохозяйственными машинами.

С началом войны выпуск гусеничных тягачей и тракторов значительно сократился. В конце июля 1941 г., в связи с расширением производства легких танков, московский завод №37 прекратил производство артиллерийских тягачей «Комсомолец». Всего с начала войны до окончания производства собрали 75 этих машин. По этой же причине в ноябре 1941 г. завершилось производство тракторов на Челябинском тракторном заводе, а в сентябре того же года - на Харьковском тракторном заводе и паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Эти заводы в течение 1941 г. поставили в армию в общей сложности 9,1 тыс. тракторов. Единственным заводом, который продолжал выпуск тракторов в 1942 г., оставался Сталинградский, но и он работал лишь до августа в связи с начавшимися боевыми действиями. До августа 1943 г. промышленность не поставляла тракторов в армию.

Перед войной «Комсомольцы» в основном поступали в моторизованные дивизии мехкорпусов. Поскольку изначально они предназначались для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм полковых или дивизионных пушек, то для использования в батальонной и полковой артиллерии подходили мало. Кроме того, для перевода батальонной и полковой артиллерии на механическую тягу перед войной потребовалось бы свыше 8 тыс. тягачей, а в то время имелось только 4,4 тыс. тракторов «Комсомолец», причем из них 2,8 тыс. использовались для буксировки орудий противотанковых дивизионов стрелковых дивизий. Следовательно, батальонная и полковая артиллерия перед началом войны не могла быть обеспечена тягачами «Комсомолец», тем более с развертыванием новых соединений.

По штатам военного времени, моторизованная дивизия должна была насчитывать 11650 человек, 275 легких танков, 51 бронемашину, 44 орудия (12 - 152-мм, 16 - 122-мм гаубиц, 16 - 76-мм противотанковых), 12 зенитных орудий (8 - 37-мм и 4 - 76-мм), 72 миномета (12 - 82-мм и 60 - 50-мм минометов). Иногда «Комсомольцы» буксировали 120-мм минометы корпусного подчинения.

Оглавление