Оглавление

УХОДИЛИ «КОМСОМОЛЬЦЫ»

Александр Кириндас, Михаил Павлов

В статье использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, ГАРФ и частных коллекций.

MchTruck013.jpg

Совершенствование артиллерийских систем потребовало соответствующего развития средств механической тяги, а именно - специальных гусеничных тягачей, поскольку народнохозяйственные тракторы не в полной мере отвечали предъявляемым к ним требованиям. В частности, для механической тяги полковой артиллерии был необходим массовый легкий быстроходный малогабаритный гусеничный тягач. Требованиям массового производства и удобства эксплуатации мог соответствовать трактор, максимально унифицированный с автомобилями и легкими танками, выпускающимися с использованием автомобильных агрегатов.

«Пионер» всем пример

Первая машина такого типа - трактор «Пионер» - была разработана в 1935 г. в специальном отделе НАТИ под руководством А.С. Щеглова. Ее прототипом послужил английский трактор «Мармон-Херингтон» с карбюраторным двигателем «Форд» V-8. Ведущим инженером по машине был Брусянцев. Компоновку машины и ее тягово-динамический расчет выполнил С.Н. Осипов.

Место водителя трактора «Пионер» располагалось в носовой части машины над коробкой передач, закрытой защитным кожухом. За ним по бортам корпуса размещались спинками внутрь по три сиденья для перевозки орудийного расчета. Двигатель с трансмиссией и элементы ходовой части были заимствованы у плавающего танка Т-37. Подвеска трактора - балансирная, пружинная. Со стороны каждого борта находилась одна тележка с двумя опорными катками. В ходовой части использовались ведущие колеса переднего расположения. Направляющие колеса были подрессорены и выполняли роль опорных катков.

11 июня 1936 г. нарком обороны К.Е. Ворошилов в своем письме №403184 председателю Совета труда и обороны (СТО) СССР В.М. Молотову изложил ситуацию с работами по перспективному артиллерийскому трактору. Климент Ефремович отмечал, что для моторизации полковой артиллерии в 1936 г. НАТИ разработал и изготовил опытный образец гусеничного сверхлегкого трактора «Пионер». Трактор имел массу 1700 кг и оснащался двигателем ГАЗ-АА. Скорость трактора «с посаженными на нем 6-ю людьми» достигала 35 км/ч, а с 76-мм полковой пушкой и 6 чел. орудийного расчета - 25 км/ч. «Пионер» прошел предварительные испытания в Московской пролетарской стрелковой дивизии.

MchTruck014.jpg MchTruck015.jpg

Трактор «Пионер».

Оглавление