Оглавление

В этой связи до стадии производства и практического использования были доведены только простейшие маломощные сельскохозяйственные тракторы, в частности, «Запорожец». Оригинальные же конструкции (например, проект парового трактора мощностью 650 л.с. инженеров Бехтерева и Дубелира, а также тракторы «Лабтрак» тракторной лаборатории НАМИ) не были реализованы. Объективно, наиболее целесообразным в рассматриваемый период являлось заимствование иностранного опыта. Вместе с тем, для серийного выпуска требовался тип трактора, удовлетворяющего весьма противоречивым требованиям. Трактор должен был быть пригоден к массовому производству на отечественных предприятиях, достаточно конструктивно совершенен, востребован в народном хозяйстве, пригоден к использованию в армии и прост в эксплуатации.

Выбор трактора для военных нужд, в первую очередь, для буксировки артиллерии, требовал проведения всесторонних испытаний, анализа существующих типов конструкций и возможных направлений их совершенствования, объективной оценки возможностей отечественной промышленности. В этой связи 3 февраля 1922 г. для «работ по возбуждению, рассмотрению, и разрешению всех вопросов, связанных с применением механических средств в артиллерии» при Артиллерийском комитете ГАУ согласно указаний Зампредреввоенсовета и начальника артиллерии была организована «Комиссия по применению механической тяги в артиллерии» (сокращенно «Комета»). Ее председателем был назначен почетный член Артиллерийского комитета ГАУ военный инженер-технолог Р.А. Дурляхов. В состав комиссии, помимо сотрудников Арткома, вошли представители Военно-инженерного управления (ГВИУ), Управления военной промышленности (ГУВП) и других организаций. Не будет большим преувеличением сказать, что решения, принятые «Кометой», определили дальнейшее развитие типа отечественного артиллерийского трактора.

MchTruck002.jpg

Отправка тракторов WD-50 (слева) и WD-25 для Грознефти.

Для определения типа трактора, пригодного к использованию в артиллерии, были организованы испытания. 3 октября 1922 г. около станции Малаховка Казанской железной дороги у бывшей Старогорной мануфактуры представители германской стороны и межведомственной комиссии (собралось несколько десятков человек) провели испытания гусеничного трактора «Ганомаг» модели «В-Д-25» (WD-25). Он имел три скорости вперед (от 2 до 6 км/ч) и одну заднюю скорость. Запуск мотора осуществлялся заводной рукоятью. На тракторе были установлены магнето «Бош» и карбюратор «Зенит». Для сцепления с артиллерийскими запряжками имелось высокорасположенное крепежное устройство - «особый пружинный крюк». Ha WD-25 было два места на сидении - для шофера и его помощника. За сиденьем располагался бак с горючим. Корпус трактора жестко, без рессор, соединялся с гусеничным ходом. К раме трактора сзади крепилось приспособление для прицепки земледельческих орудий, расположенное на высоте 7-8 дюймов и вынесенное назад на 4-5 дюймов от заднего края гусениц.

MchTruck003.jpgMchTruck004.jpg MchTruck005.jpg

Общее устройство трактора «Ганомаг» WD-25.

На испытания была доставлена 120 мм французская пушка на лафете с передком и подкладкой под хобот общим весом около 210 пудов.

Сначала трактор двинулся с шоссе через мост на грунтовую дорогу, потом спустился на 3-й скорости по уклону в 5%. Далее он пересек «без задержки и заметного уменьшения скорости» залитую водой канаву глубиной 1/2 аршина2 и шириной 1 аршин, с сильно разжиженным глинистым грунтом и с рыхлым песчаным участком перед канавой длиной около 2 сажен. На 3-й скорости «с трудом» преодолел подъем в 5%. Затем «без остановки и затруднений» на 1-й и 3-й скоростях пересек карьер с уклонами стенок от 17 до 30%

На 3-й скорости WD-25 прошел по 5%-ному спуску к болоту, где орудие застряло, прорезав правым лафетным колесом грунт. Отцепленный трактор «легко и свободно проделал несколько эволюций по болоту на 3-й скорости, очистился от грязи, причем гусеницы при этом утопали до осей гусеничных колес. Однако он не мог самостоятельно вытащить застрявшее орудие ни за дышло - вперед с поворотом, ни назад, будучи прицеплен канатом за крюки выходных концов шайб. При этом лафетное колесо погрузилось до ступицы. Орудие с передком удалось вытащить из болота совместным усилием трактора и «присутствующих 20-30 человек членов комиссии». Далее трактор с полной прицепкой испытывался на преодолении подъемов от 17 до 20%, которые прошел преимущественно без задержек на 1-й скорости.


2 Аршин примерно равен 0,7 м.

Оглавление