Оглавление

Таблица №12

Перечень конструктивных изменений по машине Т-34, приложенный к протоколу от 29.08.1940 г.

№ п/п

Наименование изменений и доработок

Срок ввода в серию

1.

Изменить масляную систему, обеспечив работу на одном маслобаке (при переключении кранов при работе мотора раздувает баки-радиаторы).

С момента установления причины раздутия баков

2.

Переделать радиатор-бак, выбросив радиатор (дорогой, сложный в изготовлении и ненадежный в работе).

Разработать на эталонном образце 1941 г.

3.

Обеспечить централизованный полный слив масла с мотора и маслосистемы.

Предъявить требование заводу №75

4.

Резервуар воздушного фильтра заполнять негорящей жидкостью.

5.

Устранить течь горючего с воздушного крана при создании давления в баках.

С 61-й машины

6.

Обеспечить доступ к штуцерам воздушной магистрали на баках.

С 61-й машины

7.

Обеспечить более легкое включение скорости.

8.

Обеспечить уплотнение поводковой коробки и главного фрикциона (защита от попадания пыли).

9.

Устранить выбивание масла с КПП через суфлер.

С 141-й машины

10.

Устранить горение тормозных лент.

С 141-й машины

11.

Отработать регулировку подвесок с таким расчетом, чтобы балансиры не доставали крышек в днище корпуса.

С 201-й машины

12.

Сделать вырезы в фальшбортах для вынимания пальцев траверз.

С 61-й машины

13.

а) Обеспечить удобное переключение 3-4-й скорости, выгнуть рычаг на водителя, б) Рукоятку рычага кулисы и защелку сделать более удобной в работе.

а) с 61-й машины б) со 141-й машины

14.

Изогнуть рычаги бортовых фрикционов вовнутрь и поднять их выше, чтобы при работе не отрывать туловище от спинки сидения.

С 61-й машины

15.

Снизить подкаблучник, педаль газа сделать по типу педали машины «ЗИС» и конструктивно доработать акселераторный механизм, обеспечив надежность в работе.

Со 121-й машины

16.

Сиденье водителя понизить, сделать в нем углубление в месте сидения (и в месте прохождения уравнительного валика). Тоже относится и к сиденью радиста.

С 61-й машины

17.

Защитить от повреждения провода, выходящие к фарам.

С 38-й машины

18.

Разработать боеукладку снарядов, обеспечивающую удобную и быструю работу экипажа (предъявленная укладка последнего образца в обслуживании неудобна).

Не позднее 15.09.1940 предъявить эскиз проекта боеукладки

19.

Увеличить диаметр шпилек, крепящих перегородку.

Со 141-й машины

20.

Обеспечить герметичность всех люков корпуса и башни от проникновения свинцовых брызг и жидкости.

Люк водителя герметизировать с 61-й машины и установить на ранее выпущенных машинах, нижний лаз со 141-й машины

21.

Нижний погон башни ставить на мостике.

С 38-й машины

22.

Усилить бронировку картеров бортовой передачи. Сделать равнопрочной корме машины.

Ввести немедленно с использованием задела

23.

Передние грязевые щитки нарастить откидными щитками для предотвращения попадания грязи на носовую часть и усилить задние грязевые щитки.

Со 141-й машины с досылкой на все ранее выпущенные машины

24.

Обеспечить использование шкалой ТОД-3

К 15.09.1940

25.

Предохранить заряжающего от ушибов рукояткой затвора (разработать и установить предохранительный щиток).

Со 141-й машины и установить на ранее выпущенных машинах

26.

Предохранить от выпадения кассеты прибора кругового обзора внутрь машины.

Разработать и установить с 141-й машины

27.

Защитить диоптр радиста.

На всех выпускаемых и выпущенных машинах

28.

Удлинить загиб выхлопных труб.

29.

На всех кранах и ручках управления поставить таблички, указывающие положение «открыто», «закрыто» или направление вращения.

Теперь рассмотрим события, происходившие на Мариупольском заводе им. Ильича, связанные с изготовлением и испытанием установочной серии литых башен. Как было сказано ранее, испытания первой опытной литой башни состоялись в апреле 1940 г. и дали положительные результаты. Учитывая этот опыт, сотрудники совместной бригады НИИ-48 и Мариупольского завода разработали новую технологию производства литых башен, по которой в конце июня — начале июля и была осуществлена отливка установочной партии литых башен из стали марки МЗ-2. Основные изменения, внесенные в технологию изготовления, заключались в следующем:

1. С целью получения однородно плотной отливки во всех участках башни было изменено положение детали при заливке; башня заливалась в положении, обратном рабочему (т.е. крышей вниз), что дало возможность увеличить количество прибылей, расставленных по широкому основанию башни, и тем самым создать более равномерное питание.

2.  Для получения еще более плотной здоровой отливки была применена «подпрессовка» через центральный литник.

3. Схему расположения литниковой и прибыльной системы, как оправдавшую себя, оставили прежней, но прибыля для удобного осуществления «подпрессовки» были применены закрытого типа с шаровой поверхностью.

4.  Изменен метод формовки литой башни с целью упрощения его и получения более точной отливки. Основной стержень №1, образующий внутреннее очертание тела башни, формовался на месте, по модели, а не отдельно в стержневом ящике, как это имело место при формовке первой башни. Центровка основного стержня относительно формы осуществлялась специальными металлическими направляющими кольцами и штырями. Направляющие кольца механически обрабатывались и подгонялись друг к другу, обеспечивая точность установки стержня.

Менее существенным изменениям подверглась технология термообработки литых башен. Прежде всего, окончательную закалку под душем, как не оправдавшую себя, заменили закалкой в водяной ванне. Кроме этого, в инструкцию по термообработке ввели некоторые дополнения, уточняющие время выдержки и порядок взятия проб.

Необходимо отметить, что установочная партия литых башен была изготовлена по чертежу 34.30.182, разработанному КБ 520 завода № 183 в июне 1940 г. Первый вариант чертежа литой башни, выполненный КБ 520 весной 1940 г. для Мариупольского завода (индекс детали 34.30.181), имел ряд недостатков и в металле воплощен не был. Однако он послужил основой для создания чертежа 34.30.182, при разработке которого были устранены конструктивные недостатки, выявленные в ходе испытаний первой литой башни, а именно:
- более тщательно проработана общая конфигурация тела башни;
- с целью создания плавного перехода в местах соединения лобовой части с бортовыми стенками, а также в местах соединения обечаек с корпусом увеличены радиусы скругления.

Данные изменения, а также использование ребер жесткости и более длительная выдержка отливки в земле позволили получать корпуса башен, свободные от трещин.

Таким образом, по вновь разработанной технологии к 10 июля 1940 г. была изготовлена установочная партия литых башен из стали марки МЗ-2 в количестве 13 штук. Отличительной чертой литых башен, изготовленных по чертежу 34.30.182, являлись следующие характерные детали:
- корпус башни спроектирован на подобии расширенной сварной башни, линия изгиба боковых стенок смещена относительно центра башни на 162 мм в сторону кормы;
- отлитые зацело с телом башни приливы оснований боковых смотровых приборов;
- отлитый зацело с телом башни кронштейн для крепления механизма поворота башни;
- отлитое зацело с телом башни кольцо для крепления погона башни;
- отсутствие крыши и днища ниши башни.

Оглавление