Оглавление

HrnFrs34197.jpg HrnFrs34198.jpg

Первый вариант серийной башни (сборочный чертеж 34.З0сб). Изготовлено 37 комплектов. Такие башни ставились, в том числе, и на машины установочной серии.

Крыша башни (машина №311-25-3).

Из позитивных моментов можно отметить следующее: к 17 июня на СТЗ был собран первый танк Т-34. Машина прошла заводскую обкатку, в ходе которой были обнаружены следующие неисправности:

1.  Вышел из строя стартер.

2.  Обнаружена течь масла через сапун компрессора пневматического сервоуправления.

3. Ослаблено крепление маховика-вентилятора (дефект по причине отсутствия достаточного опыта монтажа и сборки).

4.  Отказ в работе пневматического сервоуправления по причине недостаточного давления воздуха, подаваемого компрессором (2 атм.)

После устранения указанных дефектов, по заявлению Я.С. Левина, эта машина могла быть готова к сдаточному пробегу не ранее как через 15-20 дней. Но согласно указаниям АБТУ, до получения от завода №183 чертежей на механическое сервоуправление и установки его на машину сдаточный пробег было решено не проводить.

Теперь рассмотрим ситуацию, сложившуюся на заводе №75, единственном на тот момент производителе дизельных двигателей В-2 и запчастей к ним. За май 1940 г. заводом было изготовлено всего 138 серийных В-2 при плане в 200 штук. Основными причинами невыполнения плана, как и ранее, являлись недостаточное снабжение завода металлом и большой процент брака (наибольший процент наблюдался по топливной аппаратуре и коническим шестерням), вызванный, прежде всего, слабой трудовой и технологической дисциплиной на предприятии и нехваткой станочного оборудования и оснастки. Еще одним фактором, негативно повлиявшим на темпы производства В-2, стал приказ народного комиссара Среднего машиностроения И.А. Лихачева за номером 106с, согласно которому завод №75 с мая 1940 г. включался в программу по производству авиационного дизеля М-40. Ниже приведем письмо военного представителя на заводе №75 М.Н. Федорова, описывающее обстановку, сложившуюся на предприятии в связи с выходом этого приказа:

01 июня 1940 г.

ЗАВОД №75 ПО АВИАМОТОРУ «М-40»

Завод №75 на основании приказа НКСМ т. Лихачева № 106с приступил к изготовлению дизеля М-40 и готовится к обеспечению литьем, поковками и консультацией других заводов, получивших большую программу по М-40, в частности Кировский з-д в Ленинграде.

Предварительные соображения по запуску в производство деталей М-40, а также обстановка на заводе №75 вызванная приказом 106с показывают, что основная программа завода по выпуску В-2 будет снижена по количеству и по качеству.

1.  В данное время все основное технологическое бюро гл. технолога переключено на разработку техпроцесса для М-40. Кроме того из цеховых тех. бюро технологи также частично переведены в бюро главного технолога для работы по М-40, а оставшиеся в цеху так же получили задание работать по запуску деталей М-40. За работы по М-40 обещана аккордная оплата дающая возможность хорошо заработать, поэтому работа технологов по серийной машине отошла на второй план.

2.   Предусмотренная кооперация завода №75 с другими заводами по обеспечению М-40 не внушает доверия, поэтому руководство заводом предусматривает возможность использования своего инструментального цеха для изготовления инструмента и приспособлений, чтобы не допустить срыва заказа М-40. Для М-40 потребуется большое количество инструмента и приспособлений, т.к. дизель М-40 совершенно другой размерности чем В-2. Инструмент и приспособления с В-2, а также специальное оборудование станков и сами станки использованы быть не могут. Можно использовать только нормали. Видимо все детали дизеля М-40 придется изготавливать на универсальном оборудовании по разметке с примитивными приспособлениями, которые придется, изготовлять по ходу работы. Следовательно, универсальное оборудование на заводе будет исключительно занято деталями М-40, а это приведет к выводу всех основных линий завода по В-2 т.к. спец. станки будут остановлены за осуществлением в линии тех. операций для М-40 на универсальных станках (токарные, сверлильные, фрезерные).

3.  На заводе №75 очень узким местом является нарезка шестерен, как конических, так и цилиндрических. Дизель М-40 ни одной общей шестерни с дизелем В-2 не имеет, кроме того, на дизеле М-40 имеется редуктор, который в сильной степени увеличивает объем зубонарезных работ. Предположение, что все зубонарезные работы будут для М-40 выполнены на ХГЗ, сомнительно. Заводоуправление предусматривает возможность обработки шестерен у себя, на случай возможной задержки на кооперированных заводах. Эти подготовительные работы уже отражаются на изготовлении В-2, т.к. линия шестерен по В-2 не отлажена, приспособления для проверки и наладки Глиссонов не внедрены в производство, поэтому по коническим шестерням имеется громадный брак и постоянный срыв программы.

4.  Цех топливной аппаратуры в данное время совершенно не обеспечивает потребности выпуска В-2. Этот цех самое узкое и уязвимое место на заводе №75 для программы по В-2. Однако приказом 106с цех топливной аппаратуры должен целиком и полностью обеспечить заказ по М-40 не только своего завода, но и ряда кооперативных заводов. Эта задача совершенно не выполнима. Всякая новая работа в цеху 0500, безусловно, будет срывать и ту слабую работу, которую он выполняет на сегодня для В-2.

5.  Что бы выполнить приказ 106с заводоуправление приняло решение запускать в производство детали М-40 из материалов, полученных по фондам для В-2. Известно, что программа В-2 срывается из-за отсутствия ряда материалов. Следовательно, до получения материалов на завод по заявкам на М-40 завод будет расходовать материал, предназначенный для В-2, и этим самым будет срывать программу.

6.  Для обработки чертежей М-40 в производство на заводе создана специальная группа конструкторов, в которую вошли все наиболее квалифицированные и ведущие конструктора. Это мероприятие затормозило все работы связанные с В-2. Конструкторская группа по вертикальной передаче числится только на бумаге, т.к. в ней остался один человек, который болен, и к работе приступить не сможет. Главный конструктор высказывал мне свои соображения, что он будет вынужден пересмотреть работы АБТУ в частности по форсированному дизелю для «KB», т.к. выполнить их он не имеет людей.

7. В литейном цеху имеются большие возможности производить отливку для М-40, но у него имеется узкое место, модельный цех, который должен срочно подготовить модели для М-250 форсированной. Модельные работы по М-40, безусловно, задержат модельные работы по М-250.

8. Для того, что бы выполнить заказы по поковке, завод №75 нуждается в установке дополнительного парового молота и расширении механического цеха, изготовляющего штампы, в противном случае он должен выполнять работы за счет задержек программы В-2.

9.  Завод №75 при существующем положении не в состоянии освоить проектную мощность по В-2 и, следовательно, выполнить предъявленные к нему требования. Заказ М-40 совершенно исключает всякую надежду по освоению заводом №75 проектной мощности.

10.  Приказом 106с выделено 2.000.000 рублей для премирования работников выполняющих задание М-40. Задано изготовить до 1 января 1941 года 50 шт. М-40. На каждый изготовленный дизель приходится 40.000 рублей премий. Люди, привлекаемые к работам по М-40, совершенно забывают свои обязанности по В-2.

11. Уже пол месяца оторваны от своей работы Гл. Инженер тов. НЕВЯЖСКИЙ, зам. Гл. инженера тов. ПОДДУБНЫЙ, Начальник СКБ тов. ТРАШУТИН, Гл. технолог тов. КАШАРНОВСКИЙ, которые целиком занимаются работами по М-40.

12. На сборке моторов сборочные стенды не подходят для М-40. На испытательной станции их испытывать то же нельзя т.к. не проходят по габаритам и тормоза не удовлетворяют мощности.

Данные соображения изложены на основании анализа настоящего положения на заводе № 75. Если не будут приняты особые меры со стороны директивных органов по увязке программы В-2 с заданием по М-40, то возможности завода по выпуску В-2 будут значительно снижены.

Врид. Ст. Военпреда АБТУ КА Военинженер 2 ранга Федоров М.Н. [11]

Оглавление