Оглавление

Вопрос о возможности изготовления на заводе №264 4000 комплектов корпусов и башен машины А-34 работниками завода уже прорабатывался. Согласно их разработке, для выполнения этой задачи необходимо вложить в строительство завода 320 млн. рублей капиталовложений. При этом варианте судостроение на заводе сохраняется.

Если темп строительства 1940 года увеличить в 5 раз, то для реализации вышеуказанного варианта потребуется 3-4 года. Таким образом, заводской вариант является неприемлемым, ибо он не обеспечивает выполнения поставленной задачи выпуска 3500 комплектов корпусов и башен машин А-34 в 1941 году.

Для реализации поставленной Вами задачи, необходимо судостроение на время реконструкции завода прекратить, а цеха и оборудование, занятое сейчас под судостроение, использовать для бронетанкового производства. При этом варианте необходимо:

1. Для производства вырезки деталей корпуса и башен - достроить заготовительный цех №110 (стены и крыши этого корпуса уже имеются).

2. Для механической обработки деталей - использовать ныне действующий цех № 140, дополнительно к цеху № 140 использовать цех судомеханический и под механический цех занять площадь ныне действующего сборочного цеха, где установить более крупные станки.

3. Для термической обработки и правки прямых деталей - дополнительно к ныне действующему цеху № 150 достроить окончательно цех № 120, где установить печи с выдвижными подинами длиной 6 метров с закалочными баками к ним и вальцы для правки каленой брони.

4. Для штамповки и правки гнутых деталей - установить в цехе № 130 дополнительно 2-3 пресса мощностью до 3000 т.

5. Для испытания деталей на полигоне - на первое время кооперироваться снарядным полигоном з-да «Красный Октябрь» и одновременно вести строительство своего снарядного полигона.

6.  Для сборки и сварки корпусов - использовать и оборудовать ныне действующий судозаготовительный цех.

7. Для сборки и сварки башен - использовать и оборудовать судосборочные стапеля, где имеются колонны и мостовые краны.

8. Железными деталями, литьем и поковками кооперироваться с заводом СТЗ им. Дзержинского.

9.  Инструментальный цех предусмотрено пустить в эксплоатацию в 1940 году.

В итоге объем работы выражается в следующем:

1.  Выстроить и оборудовать один цех для сборки башен, для чего использовать судосборочные стапеля, где имеются подкрановые колонны и мостовые краны.

2.  Приобрести и установить 12-15 расточных станков, для расточки бортов корпуса.

3.  Приобрести и установить 4-5 строгальных станков с длиной стола L=6 метров.

4. Приобрести и установить 2-3 пресса мощностью в 3000 тонн.

5.  Приобрести и установить 3-4 печи с выдвижной подиной длиной 6 м. и закалочные баки к ним.

6.  Приобрести и установить 3-4 мощных вальцев, для правки каленых деталей толщиной 45 мм.

7.  Усилить подкрановые колонны в судозаготовительном цехе и заменить 3-х тонные краны на краны 10-15 тонн.

Военпреда АБТУ КА Военинженер 2 ранга - (Морозов). [11]

В итоге, после всестороннего изучения возможности увеличения выпуска Т-34 на предприятиях страны, 7 июня 1940 г. было принято совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №976-368сс «О производстве танков Т-34 в 1940 г.» Факт принятия этого документа по линии ЦК ВКП(б) лишний раз говорит о том, что советское руководство в предвоенный период придавало огромное значение скорейшему оснащению Красной Армии новейшими образцами бронетанковой техники. Приведем фрагменты из этого документа:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б)

№976-368сс 7 июня 1940 г.                                                            Москва, Кремль

О производстве танков Т-34 в 1940 году. Придавая особо важное значение оснащению Красной Армии танками Т-34, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Обязать Народного Комиссара Среднего Машиностроения тов. Лихачева И.А.:

а) Изготовить в 1940 году — 600 танков Т-34, из них: на заводе № 183 (им. Коминтерна) — 500 шт. на Сталинградском Тракторном — 100 шт. со следующей разбивкой по месяцам:

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Завод №183

10

20

30

80

115

120

125

СТЗ

-

-

-

-

20

30

50

б) Обеспечить полностью программу 1941 г. по выпуску танков Т-34 дизелями, для чего увеличить выпуск моторов В-2 на заводе №75 и изготовить до конца 1940 года 2000 шт., со следующей разбивкой по месяцам:

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

210

230

260

300

320

330

350

в) Изготовить для НКХП10 прессформ для обрезинки катков танка Т-34.

2.  Обязать Народного Комиссара по Строительству тов. Гинзбург С. 3.:

A) Закончить строительство первоочередных пусковых объектов на заводах № 183, СТЗ и №75 в следующие сроки:

На заводе №183

а.  Тяжелый пролет отд. «700» полностью к 15.VI. 1940 г.

б. Застройка разрыва между корпусами отд. «700» к 15.VII. 1940 г.

в. Усиление конструкции и замена кровли отд. «700» к 1.IX. 1940 г.

г.  Реконструкция отд. «100» к 1.VIII. 1940 г.

д.  Расширение отд. «200» к 1.Х.1940 г.

е. Инструментальный отдел «Н-750», 1-я очередь к 15.XII. 1940 г.

ж.  Кислородный цех, 1-я очередь к 15.XII. 1940 г.

3. Малярно-укомплектовочный цех (с вводом в эксплоатацию 30% общей площади застройки) к 1.1. 1940 г.

На заводе №75.

На Сталинградском тракторном заводе.

а.  Постройка механического цеха к 1.Х. 1940 г.

б.  Сборочно-сдаточный цех к 1.IX. 1940 г.

в.  Цех цветного литья к 15.XII. 1940 г.

Б) Обеспечить окончание строительства 15-ти брусковых домов к 1 сентября 1940 г. и 15-ти брусковых домов к 1 октября 1940 г. для заводов № 183, №75 и СТЗ.

B) Обеспечить в сроки, согласованные с НКСМ, выполнение остальных объектов строительства, предусмотренных увеличенными титульными списками на 1940 год по заводам №183, №75 и СТЗ.

3.  Народному Комиссару Среднего Машиностроения тов. Лихачеву И.А. в декадный срок согласовать с Наркомстроем сроки проектирования строительства заводов №183, №75 и СТЗ, обеспечивающие выполнение строительно-монтажных работ, указанных в §.2.

4.  Народному Комиссару Боеприпасов тов. Сергееву, Народному Комиссару Судостроения тов. Носенко - обеспечить выполнение проектных работ в IV ГПИ и 46-ом строительном тресте по заводам №183, №75 и СТЗ до 15 июня 1940 г.

5.  Обязать метрострой закончить к 15 октября 1940 года строительство Административного корпуса Московского завода АТЭ.

6. Промбанку тов. Гроссман финансировать до 1.1.1941 г. объекты строительства заводов №183, №75 и СТЗ, Мариупольского завода им. Ильича и Кулебакского завода, не имеющие утвержденной комплектной техдокументации по фактически выполняемому объему работ и единичным расценкам, утвержденным НКСМ, НКАП и НКСП.

Оглавление