Оглавление

Забегая вперед скажем, что руководство АБТУ полностью поддержало позицию военпреда и в середине мая 1940 г. отправило в адрес заместителя народного комиссара среднего машиностроения А.А. Горегляда и директоров СТЗ и завода №183 письмо, подтверждающее, что все изменения в конструкцию Т-34 должны вноситься только при условии согласования их с заводом №183 и АБТУ:

Сообщаю, что чертежи и ТУ танка Т-34, утвержденные АБТУ КА во второй половине апреля с.г. на заводе № 183 для серийного производства в 1940 г. являются для Сталинградского Тракторного завода эталоном для подготовки производства и выпуска установочной партии танка Т-34 в 1940 г.

ПРОШУ: 1. Запретить Сталинградскому Тракторному заводу производить какие-либо конструктивные изменения деталей, узлов, агрегатов и материала, нарушающие прочность и взаимозаменяемость танка Т-34.

2. Предупредить СТЗ, что ведущим заводом по танку Т-34 является завод НКСМ и все изменения конструктивного и технологического порядка не нарушающие взаимозаменяемости и прочности танка Т-34 СТЗ необходимо согласовывать с заводом № 183 НКСМ и вводить их на серийное производство только после утверждения АБТУ КА.

НАЧАЛЬНИК АБТУ КР. АРМИИ КОМАНДАРМ 2 РАНГА ПАВЛОВ

ВОЕННЫЙ КОМИССАР АБТУ КР. АРМИИ ДИВИЗИОННЫЙ КОМИССАР КУЛИКОВ

(за Павлова Д.Г. письмо подписал заместитель начальника АБТУ комбриг В.П. Пуганов [6]. - Прим. авт.).

Не лучшим образом обстояли дела в марте-апреле 1940 г. и на заводе №75, являвшемся на тот момент единственным производителем дизельных двигателей В-2 и запасных частей к ним. Согласно постановлению Комитета обороны при СНК СССР №443 от 19 декабря 1939 г., завод №75 должен был изготовить в 1940 г.  2700 двигателей В-2 и к 1 января 1941 г. довести производственную мощность до 8000 двигателей в год.

Однако за I квартал 1940 г. завод №75 сумел изготовить всего лишь 282 мотора, из них 127 - в марте. Основными причинами, мешавшими заводу №75 выйти на проектную мощность по выпуску В-2, являлись неудовлетворительная организация труда и, прежде всего, слабо налаженное снабжение предприятия заготовками, материалами и инструментом. Временно исполняющий обязанности старшего военного представителя на заводе №75 военинженер 2 ранга М.Н. Федоров регулярно информировал АБТУ о проблемах завода и обращался с просьбами о принятии решительных мер по выправлению сложившейся на заводе ситуации, в том числе и по линии ВКП(б). Ниже — фрагмент его письма на имя начальника АБТУ Д. Г. Павлова:

Начальнику АБТУ КА Командарму 2 ранга т. Павлову Д.Г.

Катастрофическое положение на заводе №75 в наборе темпов освоения производства до проектной мощности требует принятия особых мер. В настоящее время завод не обеспечивает дизелями танковую программу и не создает запасы запасных частей.

За первый квартал завод выполнил: в январе 51 дизель, феврале 104, марте 127, апреле 150. Запасных частей за 4 месяца сдано на сумму _______.  Что ни в коем случае не удовлетворяет потребности АБТУ КА.

В тоже время производственные мощности завода даже при существующем хаотическом состоянии организации производства не использованы. Во всех цехах громадные простои оборудования и людей. Указанный выше выпуск фактически выполнялся за 15-20 рабочих дней в месяц. Сборочный цех топливных насосов в состоянии выпускать 5 насосов в смену, т.е. в сутки 15 насосов. Сборочный цех дизелей в состоянии выпускать и в некоторые дни выпускает по 12 дизелей. Узким местом являются механические цеха, но и те могут в данное время выпускать комплектно до 250 дизелей ежемесячно. Однако ни один из механических цехов такого выпуска не добился.

Анализ причин показывает, что первая главная и основная причина отставания механических цехов это отсутствие минимально необходимого задела по цеху на производственных операциях. Завод, имея годовую программу по дизелестроению почти на 200.000.000 р. в производственном заделе имеет около 14.000.000 р. задела для дизеля. Самые передовые заводы не укладываются в такой задел и имеют гораздо больший % на задел от величины программы. На нормально работающем заводе в заготовительных и сборочных цехах должен быть задел равный примерно двухмесячной программе выпуска. На нашем заводе необходимо иметь задел для дизеля стоимостью до 30.000.000-35.000.000 р. В данное время на заводе суммарный задел расценивается в 24.000.000 руб., но из них для дизеля только 14.000.000 р., а остальные 10.000.000 р. падают на другие заказы. Сумма задела планируется НКСМ, и там к этому вопросу подходят видимо формально, считая, что если на балансе завода имеется 34.000.000 р., то значит все в порядке. В этом заключается очень большая ошибка, из-за которой завод не в состоянии нормально работать и следовательно выполнять программу выпуска дизелей. Завод имеет для программы выпуска дизелей задел на 40% потребного материала, а дополнительные заказы обеспечены заделом полностью на 100% (для заводов 183 и 135). В результате получается неправильная ориентировка завода на выполнение других заказов, но не дизелестроения.

По прилагаемой справке о выполнении плана снабжения завода №75 металлом видно, что за 4 месяца 1940 г. завод должен был изготовить 650 дизелей, а на программу получил 159,2 т. заготовок валов, т.е. 73%, гильз цилиндров получено на 650 дизелей, т.е. 100%, проволоки для пружин клапанов на один дизель выходит около 5 кг., завод получил всего 900 кг., т.е. только на 180 дизелей или на 28% плана. Для инструмента получено быстрореза всего 15%, в то время как всем известно, что завод № 75 новый завод, впервые создает свое инструментальное хозяйство, запаса инструмента нет, без задела инструмента завод работать не может.

Оглавление