Оглавление

В апреле 1940 г. работы по изготовлению установочной серии несколько ускорились. После согласования чертежей по 29, 30 и 31 группам (корпус, башня и вооружение) Мариупольский завод в конце месяца поставил десять комплектов бронедеталей, а завод №183 приступил к сварке первого корпуса. Однако проблемы снабжения заготовками, материалами и покупными изделиями оставались нерешенными.

05.05.1940 № 212с

О СОСТОЯНИИ РАБОТ ПО ОПЫТНОЙ СЕРИИ «А-34» на 29/IV-40 г.

1. Чертежи спущены в производство по всем 38 гр.

2.  Техпроцессы разработаны и спущены в производство по 36 гр. и заканчивается разработка по остальным группам /инструмент и боеукладки/ которые были задержаны из-за отсутствия в конструкторском бюро бумаги.

3. Изготовление деталей: надо изготовить 1915 наименований, изготовлено 1147 наименований. В настоящее время преступлено к сборке подкомплектов и комплектов по 9 группам. Сборка основных комплектов как то: бортовые передачи, бортовые фрикционы, главный фрикцион и другие задерживается из-за отсутствия на заводе подшипников.

4. Броня поступила на завод по всем 10 комплектам. В настоящее время собирается один корпус, который поступит на сборку к 15/V-40 г. К 10/V-40 будет закончен второй стенд для сборки корпусов. Сборку всех 10 корпусов цех может закончить к 1/VI-40 и сборку машин 10 машин могут закончить в первых числах Июня мес.

5. Выпуск машин может задержаться по причинам отсутствия на заводе №183 стартеров СТ-700 и листовой латуни для радиаторов толщиной 0,15 мм.

СТ. ВОЕНПРЕД АБТУ КА ВОЕНИНЖЕНЕР 2 РАНГА /КОЗЫРЕВ/ [3]

При рассмотрении ситуации, связанной с изготовлением установочной серии Т-34 на заводе №183, не следует забывать, что основной задачей для завода на первое полугодие 1940 г. являлось освоение и выпуск танка БТ-7М в рамках договора №4-074 от 9 января 1940 г., по которому следовало изготовить и поставить АБТУ КА в 1940 г. следующие виды продукции:
- танк БТ-7М - 928 шт., в том числе 574 линейных, 180 линейных зенитных и 174 танка, оборудованных радиостанцией (выпуск с января по сентябрь включительно);
- запасные части для БТ-5, БТ-7 и БТ-7М - на сумму 23.582.754 рубля;
- оборудование моторов М-17Т — 600 шт.;
- оборудование моторов В-2 - 250 шт.;
- КПП БТ-7 и БТ-7М (3-скоростные) - 300 шт.;
- главные фрикционы М-5 для БТ-5 - 400 шт.;
- танк Т-34 - 200 шт. (выпуск с сентября по декабрь включительно).

Таким образом, несмотря на «специальное задание по танку Т-34», в первом полугодии 1940 г. основные силы предприятия были задействованы в выполнении годового плана по БТ-7М и запчастям. Так, например, за первые четыре месяца 1940 г. на заводе №183 изготовили и сдали: БТ-7М линейных — 471 шт., запасных частей — на сумму 9.213.200 рублей, оборудованных М-17Т — 120 шт., КПП 3-скоростных — 136 шт., главных фрикционов для БТ-5 — 235 шт.

Ситуация с подготовкой производства к выпуску танка Т-34 на Сталинградском тракторном заводе также была сложной. Из-за несвоевременного и некомплектного получения от завода №183 чертежей на установочную серию в марте-апреле 1940 г. работы по подготовке средств производства и отработки технологии изготовления деталей частично велись по ранее полученным опытным чертежам.

Подготовка средств производства на СТЗ включала в себя следующие мероприятия: для механического цеха — проектирование и изготовление приспособлений механической обработки, приспособлений контроля, режущего инструмента, вспомогательного инструмента, мерительного инструмента, переделка станочного парка под специфику Т-34; для прессового цеха - проектирование и изготовление штампов и приспособлений сварки; для кузнечного цеха - проектирование и изготовление штампов; для чугунолитейного и сталелитейного цехов - разработка и изготовление моделей. Неудовлетворительным было и снабжение завода, в том числе светочувствительной бумагой.

Не было ясности и в вопросе строительных работ по реконструкции и расширению цехов, занятых в программе по Т-34. Как видно из донесения военного представителя на СТЗ Я.С. Левина, по состоянию на середину апреля 1940 г. дела на заводе обстояли следующим образом:

26.04.1940 №64

НАЧАЛЬНИКУ 4 ОТДЕЛА АБТУ КА ВОЕНИНЖЕНЕРУ / РАНГА т. АЛЫМОВУ

По вопросу: подготовки производства машины «А-34»

Во исполнение постановления Комитета Обороны СССР № 443сс Нарком Среднего машиностроения т. ЛИХАЧЕВ издал приказ и график подготовки производства машины А-34 на СТЗ со сроком окончания подготовки производства на программу 40 г. к 1/Х-40г.

Доношу, что подготовка производства на СТЗ к выпуску машины А-34 находится в следующем состоянии на 12/IV-40 г.

Завод 183 должен был обеспечить СТЗ в феврале мес. 1940 года всеми чертежами установочной серии. После невыполнения 183 заводом этих сроков были еще установлены новые сроки: один к 15/III-40 г. и 5/I\/-40г. Однако и эти сроки заводом 183 не выдержаны. Из потребных 3500 чертежей на 20/IV-40 г. СТЗ получено только 1400 штук.

По механическому цеху. Получено чертежей с 183 завода установочной серии в количестве 496 деталей, выпущено 183 детали. Проектирование производилось в основном по опытным чертежам. Из 66 приспособлений спроектировано 12 приспособлений по опытным, а 56 по чертежам установочной серии, из которых 35 спущены в производство, а 19 чертежей находятся в светокопии.

После приостановки изготовления деталей А-34 в МСЦ для экспериментальных целей и.о. директора Демьяновичем был издан приказ о всемерном форсировании изготовления деталей А-34 установочной серии на программу 1940 года- В данное время в МСЦ спущено чертежей на установочную серию в количестве 640 штук, по которым цех и ведет изготовление деталей на программу 1940 года.

По кузнечному цеху. Получены чертежи на 227 деталей, технологический процесс разработан на 169 деталей, из них на 75 деталей по установочной серии. Спроектировано 203 штампа, из них 125 по чертежам установочной серии, из которых 56 спущено в производство, остальные находятся в светокопии.

По прессовому иеху. Получено чертежей установочной серии на 519 деталей. Техпроцесс разработан на 461 деталь, из них 269 деталей по установочной серии. Спроектировано 90 штампов, из них 54 по чертежам установочной серии, из которых спущено в производство 30, а 24 находятся в светокопии.

По сталелитейному цеху. Получено чертежей на 47 деталей. Техпроцесс разработан на 26 деталей, из них на 12 деталей установочной серии. Спроектировано моделей на 23 детали, из них на 11 деталей установочной серии. Изготовлено моделей на 14 деталей, из них на 2 детали установочной серии, а 9 деталей по чертежам установочной серии находятся в производстве.

По чугунолитейному цеху. Получено чертежей установочной серии на 33 детали. Техпроцесс разработан на 33 детали, из них на 23 детали по установочной серии. Спроектировано моделей 20 деталей, из них на 8 деталей установочной серии. Спущено в производство 14 деталей установочной серии.

СТЗ получил с 183 завода следующие группы:

01, 02, 03,04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 35, 38, 39,41, 44, 45, итого 28 групп из 38, а количество чертежей по этим группам составляет 1635, из них 234 чертежа общего вида, следовательно, детальных чертежей получено 1400 из потребных 3500 штук.

С поступлением на СТЗ опытных чертежей с 183 завода разработка технологии на СТЗ была начата и проводилась в основном по опытным чертежам, СТЗ заведомо знал, что с получением чертежей установочной серии проделанную работу по опытным чертежам придется корректировать, что СТЗ и проводит в настоящее время. Крайне отражается на ходе работ по А-34 несвоевременная поставка для СТЗ чертежей 183 заводом, а также отсутствие на уже разработанную технологию светочувствительной бумаги, что не дает возможности спустить чертежи в производство. НКСМ обеспечивает СТЗ бумагой на 10-15% от потребного.

Оглавление