Оглавление

Лобовая броня корпуса должна была обеспечивать защиту от обстрела из крупнокалиберного пулемета, борта и корма — от бронебойной пули винтовочного калибра. Боевое отделение — закрытое, десантное отделение — с размещением в кормовой части корпуса. Предусматривалась защита обитаемых отделений от ОМП с помощью подбоя и создания избыточного давления очищенного воздуха (ФВУ). В состав экипажа машины входили два человека, в состав десанта — 8—10 человек (10 посадочных мест).

При использовании комбинированного движителя — колесно-гусеничного (гусенично-колесного) оговаривалась необходимость перехода с одного типа движителя на другой без выхода экипажа из машины. Кроме того, предусматривалось использование в подвеске машины специального устройства для ее опускания на днище. Максимальная скорость на колесном ходу должна была составлять 60—70 км/ч, на гусеничном — до 50 км/ч, а запас хода по движителю (ходимость) — 15000 км и 1500—2000 км соответственно. В случае применения гусеничного движителя движение на плаву осуществлялось за счет его использования (перемотки), при других типах движителей — с помощью водометов. Для преодоления водных преград допускалось применение дополнительных объемов-поплавков, убираемых при движении машины на суше.

В результате в конструкторском бюро ЧТЗ приступили к разработке ПБМ на оригинальной базе, получившей наименование «Объект 765», на АТЗ — «Объект 13» на базе ГТ-Л («Объект 12») и в конструкторском бюро ЗИЛ — «Объект 851» на базе БТР ЗИЛ-153.

Эскизные проекты первых вариантов пехотных боевых машин рассматривались в НТК ГБТУ и на заседании секции №7 Научно-технического совета (НТС) ГКСМОТ в сентябре 1960 г. По результатам рассмотрения представленных проектов, ТТТ к новой машине подверглись доработке и корректировке. Скорректированные ТТТ в октябре того же года вновь были направлены в КБ заводов. Дополнительно к работе был привлечен Горьковский автозавод. Срок представления проектов для рассмотрения в НТК ГБТУ был определен 15—20 ноября 1960 г.

На основе рассмотрения представленных эскизных проектов ЧТЗ, АТЗ и ЗИЛ в НТК ГБТУ и Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКСМОТ) ранее предъявленные ТТТ на ПБМ вновь были подвергнуты корректировке. После их согласования в ГКСМОТ и утверждения в ГБТУ вышло постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1961 г. № 141-58, в соответствии с которым ЧТЗ, АТЗ, ЗИЛ, а также Курганскому машиностроительному заводу (КМЗ) была поручена разработка технических проектов специальных боевых машин пехоты (БМП)3 массой 10—12 т, ограниченного бронирования, с экипажем из двух и десантом из 10 человек.

HistBMP1021.jpg

Компоновочная схема ПБМ с комбинированным колесно-гусеничным движителем.

HistBMP1022.jpg

Компоновочная схема ПБМ с гусенично-колесным движителем.

HistBMP1023.jpg

Компоновочная схема ПБМ с гусеничным движителем.

Конструкторские бюро ЧТЗ, АТЗ и ЗИЛ продолжили разработку своих проектов по скорректированным требованиям, а в конструкторском бюро КМЗ создание БМП было сосредоточено на гусеничном варианте «Объект 659» и колесном — «Объект 664».

Что касается Горьковского автозавода, то он представил в НТК ГБТУ свой эскизный проект пехотной боевой машины в апреле 1961 г. Проект был выполнен на базе БТР-60П с установкой облегченной башни конструкции ЧТЗ. В машине, кроме 2 человек экипажа, размещались 6 десантников, что не соответствовало предъявляемым требованиям. Численность десанта была ограничена общей массой машины, величина которой, согласно проекту, составляла 10—10,2 т. В 1962 г.в связи с мероприятиями по модернизации серийно выпускавшегося БТР-60П (установка броневой крыши и башенки со спаренными пулеметами калибра 14,5 и 7,62 мм) работа по созданию БМП с завода была снята и передана Брянскому автозаводу. К созданию боевой машины пехоты Горьковский автозавод вернулся летом 1964 г., когда ему была выдана для согласования тематическая карточка на колесную БМП, впоследствии получившую наименование ГАЗ-50.

Для выполнения постановления в конструкторских бюро ЧТЗ, АТЗ, КМЗ, ЗИЛ и ВНИИ-100 была организована конкурсная НИОКР. Для координации работ, оказания технической помощи разработчикам и оперативной оценки результатов по решению ГБТУ и ГКСМОТ во ВНИИ-100 сформировали бригаду специалистов во главе с И.С. Зильбербургом, в состав которой вошли И.В. Бах, В.Ф. Викторов, B.C. Идлис и сотрудники НИО.

В марте 1961 г. задание на разработку БМП с колесно-гусеничным движителем от начальника танковых войск получила и Военная академия БТВ. В соответствии с заданием БМП должна была обеспечить совершение длительных маршей по дорогам на колесах с переходом в особо трудных дорожных условиях на гусеничный движитель.

В процессе проведения НИОКР были выполнены 11 проектов БМП, которые имели одинаковые основное оружие и уровень броневой защиты и отличались конструкцией моторно-трансмиссионной группы и ходовой части. При выборе вооружения были проработаны варианты установки автоматической пушки калибра 30, 37 и 45 мм, а также активно-реактивной системы калибра 57, 76,2 и 73 мм. Окончательный выбор основного оружия был сделан в пользу 73-мм гладкоствольного орудия4 с активно-реактивным выстрелом.

Технические проекты БМП, представленные ЧТЗ, АТЗ, КМЗ и ЗИЛ, были рассмотрены на заседании секции №7 НТС ГКСМОТ в июле 1961 г.


3 БМП такое новое название получила пехотная боевая машина, оно утвердилось за ней на все последующие годы.

4 Выбор был сделан в связи с директивным указанием Н.С. Хрущева о переориентации развития вооружения со ствольной артиллерии на ракетное (реактивное) оружие. Прим. авт.

Оглавление