Оглавление

ТАНК ПРЕДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ

А. С. Ефремов, ветеран ОАО «Спецмаш»

FamGTDBz001.jpg

СЕМЕЙСТВО МАШИН НА ЕДИНОЙ БАЗОВОЙ УНИФИЦИРОВАННОЙ БОЕВОЙ ПЛАТФОРМЕ

В последние годы произошли коренные изменения теоретических и практических взглядов на обеспечение национальной безопасности, изменились и приоритеты военно-технической политики, задачи ОПК. Указ президента РФ от 5.02.10 г. №146 (О военной доктрине РФ п46 «к») определяет задачу ОПК — «разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения и военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения».

Сегодня, к счастью, пришло понимание необходимости наличия танков в Вооруженных Силах. Дискуссии сместились в сферу вопросов их модернизации, количества и качества, новых боевых свойств и требований. Еще совсем недавно танки создавались с учетом военной доктрины, ориентированной на готовность к широкомасштабной войне с использованием ядерного оружия. Их тактико-технические характеристики включали следующие требования:
-  стойкость к ударной волне ядерного взрыва;
-  обеспечение высокой защищенности экипажа при действиях на зараженной местности;
-  проведение стремительных фронтальных (или фланговых) атак за счет мощного танкового «кулака»;
-  возможность огнем сходу из пушек и пулеметов подавлять любою оборону противника.

Советские танки Т-64, Т-72 и Т-80 полностью отвечали этим требованиям. Не зря Т-80 называли «танком Ла-Манша» за высокую подвижность.

Современные Т-80У и Т-90А, как и прежде, сохраняют ряд преимуществ над зарубежными танками. Во-первых, это возможность вести огонь управляемыми ракетами с большой дальностью поражения, находящимися в боеукладке автомата заряжания танков. Во-вторых, применение автоматизированного заряжания пушки позволило уменьшить экипаж танка до трех человек и одновременно обеспечить повышенную скорострельность пушки. Наконец, нельзя сбросить со счетов традиционно меньшие габариты и массу наших танков, что дополнительно обеспечивает и меньшую вероятность их обнаружения и поражения, и большую подвижность.

Стоит отметить, что на отечественных танках управляемые ракеты и автоматизированный механизм заряжания пушки были применены впервые в мировой практике. Мы стали пионерами и в поиске путей улучшенной защиты экипажа: были отработаны и поставлены на производство комбинированное бронирование, комплексы активной защиты (КАЗ) и оптико-электронного подавления (КОЭП). Решены сложные задачи по снижению радиолокационной заметности танков: разработанные для Т-80 противорадиолокационные покрытия являются полимерными композиционными материалами интерференционного типа. Принцип действия таких покрытий основан на взаимном гашении электромагнитных волн, отраженных от внешней и внутренней поверхности покрытий, что обеспечивает снижение дальности обнаружения почти в 5 раз.

Не будем забывать, что в нашей стране также впервые в мире поставили на производство танк с газотурбинным двигателем и внедрили вспомогательную газотурбинную силовую установку.

В то же время нельзя не признать, что наметилось отставание отечественного танкового парка от танковых парков некоторых зарубежных государств не только по военно-техническому уровню (по мнению некоторых специалистов, в 1,9 раза), но и по количественным показателям (например, в наших Вооруженных Силах только 5% современных танков типа Т-80У и Т-90А, в странах НАТО подобных машин — 40%).

К тому же, характер боевых действий в последние десятилетия существенно изменился. Афганистан и Чечня, Южная Осетия и другие военные конфликты последнего времени показали, что к танкам предъявляются иные требования. Наблюдаются новые тенденции в развитии, связанные, прежде всего, с адаптацией конструкции бронетанковой техники к действиям в населенных пунктах и городах, в лесных и горных массивах, где о массовом применении танков речь не идет. Приоритетными становятся требования к защите (защищенности), особенно при обстреле с крайне близкого расстояния и сверху, улучшенной обзорности и «зрению» (в том числе ночью), информированности экипажа в боевой обстановке и возможности автономных действий, к подвижности и транспортабельности и даже комфорту.

Выделяя приоритетную потребность в усилении защиты, нельзя не признавать необходимость сбалансированности требований к танку. Мощное вооружение, в том числе основанное на новых физических принципах, несомненно, займет свое достойное место, так же, как и адаптированная к ним существенно улучшенная система управления огнем (СУО). Для такой системы нужна и обширная информация о боевой обстановке. Естественно, ее обработка и анализ могут быть произведены вычислительной техникой с высокой автоматизацией, так как информация поступает по многочисленным каналам в режиме текущего времени.

Необходимы (и это не дань моде) новации «сетецентричности», остро требуется улучшить взаимодействие бронемашин с другими участниками боевых операций: авиацией, стрелковыми подразделениями и другими реалиями тактического звена (вплоть до беспилотных летательных аппаратов). Оснащение бронетанковой техникой информационно-управляемыми системами (типа ИУС, БИУС) должно повысить в разы эффективность боевой работы. Нет сомнений, что новые требования в ТТХ должны быть другого порядка. Экспертный прогноз может обозначить и вероятные цифры. Так, дальность стрельбы управляемыми ракетами и бронебойными снарядами может повыситься вдвое при скорострельности не менее 15—18 выстр./мин.

При массе танка менее 50 т его броневая защита будет увеличиваться (наряду со средствами активной защиты), а применение новых материалов поднимет ее эквивалентную толщину в 1,5 раза.

Учитывая высокую удельную мощность (благодаря применению двигателей повышенной мощности — 1800—2000 л.с. и более) станет возможна максимальная скорость не менее 90 км/ч с запасом хода 600 км и более. Такая высокая энерговооруженность танка - основа оружия нового поколения, а его совершенствование (при одновременном форсировании мощности) даст ощутимый эффект по топливной экономичности.

В этой связи стоит еще раз вернуться к танковому ГТД. Возможно, не всем читателям известно, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.96 г. №227-15 планировалась разработка перспективного танкового ГТД мощностью 1800—2000 л.с. с удельным расходом топлива 170-206 г/л.с.ч. Для сравнения: у дизеля В-84 танка Т-72 эта величина составляет 182-191,1 г/л.с.ч. (по ТУ - 182+5%), у ГТД танка Т-80 - 220 г/л.с.ч.

Оглавление