Оглавление

Для транспортировки разобранной 24-см пушки (как и 38-см гаубицы М.16) задействовались четыре автопоезда с электрической трансмиссией. В чехословацкой армии для каждой пушки предназначался также автопоезд с бортовой повозкой для транспортировки снарядов и зарядов. В армии Германии он не использовался.

Каждый из автопоездов состоял из автомобиля-электрогенератора и четырехосной повозки. Автомобиль-электрогенератор не тянул повозку, а только снабжал ее электричеством и сжатым воздухом для работы пневматических тормозов. Установленный на автомобиле бензиновый двигатель мощностью 155 л.с. приводил в действие электрический генератор, который питал 10 электродвигателей (два на задней оси автомобиля и два на каждой оси повозки). В результате автопоезд имел 10 ведущих колес из 12.

Как известно, чем больше у автопоезда ведущих колес, тем более крутые подъемы он может преодолевать. Но создание надежной механической трансмиссии для привода колес длинного прицепа в начале XX века представляло достаточно сложную задачу. 17 декабря 1908 г. офицерами австро-венгерской армии полковником von Pragenau и ротмистром Rechl была предложена идея использования электрической трансмиссии для автопоезда большой грузоподъемности, способного преодолевать крутые подъемы. Заказ на постройку получила австрийская фирма Ostereichischer Daimler Motoren A.G. (ODM), техническим директором которой был Фердинанд Порше. Первый автопоезд, созданный под руководством Порше, состоял из двухосного автомобиля-электрогенератора с десятью одноосными прицепами общей грузоподъемностью 15 т. В июле 1914 г. Skoda Werke довела свою долю в акционерном капитале ODM до контрольного пакета, и эта фирма стала разрабатывать автопоезда с электрической трансмиссией для транспортировки ее тяжелых орудий.

Другой особенностью данного автопоезда было наличие двойных колес: внутренних, предназначенных для движения по рельсам стандартной железной дороги, и наружных, автомобильных. Автопоезд имел возможность передвигаться по железной дороге как своим ходом, так и в составе железнодорожного поезда (в этом случае автомобиль-электрогенератор перевозился на платформе).

Вес автомобиля-электрогенератора составлял 8124 кг, загруженных повозок: ствола — 37,1 т, лафета — 29,9 т, левой части основания — 35,7 т, правой части основания — 36,7 т.

В армии Германии пушка получила обозначение «Schwere 24 cm Kanone M.16(t)». 20 апреля 1940 г. в г. Цайц (Zeitz) был создан II./AR 84 (второй дивизион 84-го артиллерийского полка) в составе трех двухорудийных батарей, на вооружение которого поступили все М.16(t). Ранее созданный I./AR 84 имел на вооружении немецкие 24-см пушки К.3.

ChehGeAr003.jpg

Автомобиль-электрогенератор с повозкой. Электрический генератор установлен перед бензиновым двигателем между передними колесами.

II./AR 84 участвовал в наступлении во Франции, дойдя до г. Epinac les Mines. Затем дивизион занял позицию на берегу Ла-Манша в районе мыса Gris Nez, с которой он 22 августа 1940 г. впервые обстрелял английские корабли. В марте 1941 г. II./AR 84 был переброшен в Восточную Пруссию и подчинен 16-й армии группы армий «Север». 22 июня 1941 г. он открыл огонь с позиции, выдвинутой к границе напротив литовского городка Virbalis (Вержболово, Wirballen). 5 июля II./AR 84 начал марш в район Плюссы. W. Fleischer [2] утверждал, что I./AR 84 и II./AR 84 никогда не сражались вместе, но в приказе командира 4-й танковой группы №17 от 23 июля 1941 г. говорится о передаче в ее подчинение артиллерийской группировки в составе I./AR 84 (24 cm Kan. К.3), II./AR 84 (24 cm Kan. t), Art.Abt. 768 (21 cm Kan.) (768-го артдивизиона), Art.Abt. 680 (15 cm Kan.) (680-го артдивизиона), объединенных под управлением Art.Rgt.Stb. z.b.V. 802 (802-го артиллерийского полкового штаба специального назначения) [3].

После боев под Лугой II./AR 84 в середине сентября 1941 г. занял позицию на побережье Балтики напротив Кронштадта, затем переместился восточнее Петродворца, в район юго-западнее пересечения Санкт-Петербургского и Ропшинского шоссе, где оставался до 1944 г.

С середины октября 1941 г. заряды для М.16(t) стали нагревать до температуры 55°С, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы до 31600 м [2]. Однако это вызвало преждевременный износ стволов, и пушки отправили в заводской ремонт.

ChehGeAr004.jpg

Автопоезд со стволом.

В начале января 1942 г. на Skoda поступили пушки №5 и №6. После замены внутренних труб стволов 18 июля 1943 г. эти пушки были отгружены из г. Пльзень. Их получила 4-я батарея II./AR 84. Во время отступления в январе 1944 г. батарея потеряла большую половину матчасти. 23 февраля 1944 г. на Skoda поступили ее остатки - ствол №6, лафет №5, правая половина основания №6 и три автопоезда. Части пушек №5 и №6 так и остались на заводе и были отправлены в металлолом в 1947 г.

Остальные четыре пушки поступили на завод для ремонта 26-29 мая 1942 г. 18 сентября 1944 г. на Западный фронт отправили пушки №1 и №2 с восемью автопоездами. 11 января 1945 г. были отгружены пушки №3 и №4 без автопоездов для 5-й батареи II./AR 84. Дивизион входил в 18-ю армию и находился в Курляндском котле. 9 мая 1945 г. две оставшиеся исправные пушки были взорваны артиллеристами II./AR 84.

Остается добавить, что из 11063 выстрелов для Schwere 24 cm Kanone M.16(t), приобретенных для германской армии, до 1 января 1945 г. было расстреляно 3907 выстрелов: 566 — до 1 июля 1940 г., 548 — до 1 декабря 1940 г., 936 — в 1941 г., 470 — в 1942 г., 1047 — в 1943 г., 340 — в 1944 г. Расход за 1945 г. неизвестен, но II./AR 84 на март 1945 г. еще имел 5244 выстрелов.

Литература и источники

1.  Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. - М.: Эксмо, 2002.

2.  Fleischer W. German Heavy 24 cm Cannon. Development And Operations 1916-1945. - Schiffer Military/Aviation History, Atglen, PA.

3.  NARA T314 R980 f342.

При подготовке данной статьи также использовались материалы книги: Prasil M. Skoda Heavy Guns, Schiffer Military/Aviation History, Atglen, PA.

Оглавление