Оглавление

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т

18

Экипаж, чел

3

Авиатранспортирование

самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм

2720 (с датчиком ветра — 2980)

Длина с пушкой вперед, мм

9771

Длина по корпусу, мм

7070

Ширина, мм

3152

Клиренс, мм

100-500 (рабочий —420)

Вооружение

пушка:

- марка

2А75

- калибр (мм), тип

125, гладкоствольная

- заряжание

раздельное, автоматическое

- скорострельность, выстр./мин

7

пулемет:

- марка

ПКТ(ПКТМ)

- калибр, мм

7,62

Углы наведения вооружения:

- по горизонту

360°

- по вертикали вперед

От -5° до +15°

- по вертикали назад (на корму)

От -3° до +17°

Боекомплект:

- выстрелов к пушке

40 (из них 22 - в автомате заряжания)

- типы выстрелов

осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУР 3УБК14 (запуск  через ствол пушки)

- патронов

2000

Броневая защита:

- лобовая

от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40°)

- круговая

от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:

- тип

четырехтактный, 6-цилиндровый дизельный с газотурбинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения

- марка

2В-06-2С

- мощность, л.с. (кВт)

510 (375)

Трансмиссия

гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков

 индивидуальная пневматическая

Гусеница

стальная двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной гусеницы, мм

380

Водоходный движитель, тип

гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч

- по шоссе.

70-71

-наплаву

10

Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч

47-49

Запас хода:

- по шоссе, км

500

- по грунтовой дороге, км

350

-наплаву, ч

10

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу вязли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 — летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.

BMD3Base016.jpg

Десантирование СПТП 2С25 «Спрут-СД» на средстве П260М. Купола парашютной системы МКС-350-14М полностью раскрыты, блок наддува производит наполнение воздухом амортизаторов. Лента гайдропа выпущена.

К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) — двух. Высота десантирования над площадкой приземления — от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении — 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

Оглавление