Оглавление

Целью испытаний было определение соответствия характеристик существующих образцов ЗСС условиям работы расчетов переправочно-десантных средств и расчетов понтонных подразделений. Для этого практически опробовалось их использование личным составом расчетов в стесненных условиях работы на паромно-мостовых машинах ПММ, ПММ-2, плавающем гусеничном транспортере ПТС-2, катерах БМК-130, БМК-Т, БМК-460, моторном звене МЗ-330 и материальной части понтонно-мостового парка ПМП (ППС-84, ПП-91).

Анализ результатов испытаний образцов ЗСС, оценки особенностей действий расчетов и специфики их применения позволил сделать ряд важных выводов и пожеланий.

Прежде всего, следует отметить, что бронежилеты «Кираса-Универсал СН» в 1,8—2,0 раза легче бронежилетов 6Б1Э, гораздо проще по конструкции и обеспечивают большие удобства при самостоятельном одевании военнослужащим.

При падении в воду экипированного и вооруженного военнослужащего, одетого в бронежилет 6Б19, он полностью скрывается под водой. Автоматическое срабатывание надувного спасательного жилета бронежилета 6Б19 через 2-3 с после падения в воду обеспечивает быстрый подъем военнослужащего на поверхность и разворачивание лицом вверх.

При падении в воду экипированного и вооруженного военнослужащего в бронежилете «Кираса-Универсал СН» погружения практически не происходит. Но при этом не обеспечивается автоматически положение тела лицом вверх, что отрицательно влияет на выживаемость военнослужащих, попавших в воду в бессознательном состоянии.

В бронежилете «Кираса-Универсал СН» полностью экипированный и вооруженный военнослужащий плывет (в положении грудью вниз) в 4—6 раз быстрее, чем полностью экипированный и вооруженный в бронежилете 6Б19.

Проведенные испытания выявили, что масса элементов обмундирования, особенно зимней формы одежды, благодаря эффекту намокания (наполнения емкостей одежды и ее утепляющих элементов водой) увеличивается на 40-60%. Этот эффект практически не был учтен при назначении величины положительной плавучести рассмотренных образцов ЗСС, как не была учтена и масса снаряжения военнослужащего, достигающая 35 кг и более.

Так, по мере намокания зимнего обмундирования (через 2—3 мин) погружение экипированного и вооруженного военнослужащего в бронежилете «Кираса-Универсал СН» увеличивается так, что линия погружения головы на 1—2 см превышает уровень дыхательных отверстий носа. При дальнейшем пребывании военнослужащего в воде процесс его погружения продолжается. Перемещение военнослужащего в данном состоянии невозможно даже при спокойной воде.

Оба жилета требуют тщательной просушки после их использования в воде, причем к бронежилету 6Б19 это относится в гораздо большей степени. На выполнение данной операции требуется много времени, а в боевых условиях возможность ее выполнения резко ограничена.

К недостаткам рассматриваемых ЗСС можно отнести и то, что в обоих жилетах и защитном шлеме ССШ-94 «Сфера-С» отсутствуют средства связи и элементы, которые обеспечивали бы их размещение.

В конструкции бронежилета 6Б19 не предусмотрено устройство, блокирующее несанкционированное автоматическое срабатывание надувного спасательного жилета при выпадении осадков или вынужденном погружении номера расчета в воду  зачастую это просто необходимо при работе, особенно понтонеров. В результате надувной жилет бронежилета 6Б19 можно использовать как спасательный на водной преграде один раз. Для вторичного использования требуется выполнить строго регламентированные операции по прочистке, просушке и перезарядке баллонов (иностранного производства) САГН с использованием специального зарядного устройства (также иностранного производства).

ArmPont007.jpg ArmPont008.jpg ArmPont009.jpg

Бронежилет с положительной плавучестью 6Б19 (слева направо): вид сзади, вид с внутренней стороны, спасательная система бронежилета в развернутом положении

ArmPont006.jpg  ArmPont010.jpg ArmPont011.jpg

Бронежилет с положительной плавучестью «Кираса-универсал СН» (слева направо): вид снизу, в собранном положении, вид сверху и с внутренней стороны.

Оглавление