Оглавление

ArSNKL-6031.jpg ArSNKL-6032.jpg
Запуск от руки винта аэросаней НКЛ-16-37. Металлическая лыжа аэросаней НКЛ-16.

На приборной доске водителя располагались: переключатель рабочих магнето, пусковое магнето, масляный манометр, масляный термометр, бензиновый манометр, насос для накачивания воздуха в бензобак, часы, выключатели освещения фар, выключатель освещения плафонов1.

Для входа в кабину водителя служил открывающийся со стороны крыши и правого борта люк. Для облегчения входа в кабину водителя на правом борту крепили две подножки.

Доступ в грузопассажирское отделение обеспечивала дверь в левом борту.

В санитарном варианте саней, кроме двери со стороны левого борта, в правом борту имелся длинный люк для носилок.

В носовой части саней сверху имелись два запиравшихся изнутри кабины лючка для облегчения монтажа и осмотра рулевого управления и приборов.

Корпус аэросаней был деревянный. Каркас корпуса состоял из 13 шпангоутов, шести главных стрингеров сечением 30x30 мм и продольных и поперечных реек. Шпангоуты собирались из горизонтальных и вертикальных реек, скрепленных угловыми бобышками и кницами на клею и гвоздях. Стрингеры и продольные рейки изготавливались из ясеня или дуба. Шпангоуты и поперечные рейки были сосновые. Для увеличения жесткости в утлы между стрингерами и шпангоутами на клею и гвоздях крепились угловые сосновые бобышки. Верхние и нижние стрингеры спереди фиксировались к первому шпангоуту. Верхний правый стрингер спереди крепился к шпангоуту №6, а верхний левый - к дополнительному бимсу между 4-м и 5-м шпангоутами. Средние стрингеры сзади крепились к изогнутой части верхних стрингеров у шпангоута №12. Снаружи и изнутри каркас корпуса на клею и гвоздях обшивался авиационной фанерой. Для предохранения от влаги корпус с наружной стороны оклеивался материей и окрашивался эмалевой краской.

Узлы для крепления шасси, моторной фермы и ограждения винта монтировались к корпусу трубчатыми заклепками. Вверху шпангоута №2 монтировался узел с шаровой опорой для крепления переднего амортизатора. Внизу на шпангоуте №4 с обеих сторон размещались узлы крепления задних концов подкосов переднего амортизатора. Внизу на шпангоуте №11 с обеих сторон стояли узлы для крепления полуосей заднего шасси. На шпангоуте №13 имелись узлы крепления моторной фермы и ограждения винта. Вверху на шпангоуте №11 устанавливались узлы крепления амортизаторов заднего шасси и подкосов моторной фермы.

ВМГ аэросаней НКЛ-16 была подобна ВМГ НКЛ-6 и отличалась установкой на моторе стартера. Моторная рама была аналогична моторной раме НКЛ-6. Для привода винта от стартера на втулку служил зубчатый венец маховика автомобиля ЗИС-5 со специальным алюминиевым шкивом.

Подвеска НКЛ-16 не имела существенных отличий от подвески НКЛ-6, кроме конструкции рулевого сектора. Металлические лыжи были идентичны лыжам НКЛ-6 выпуска 1936 г.

Окраска аэросаней, выпускаемых заводом, была белой или шаровой.

Аэросани НКЛ-16, как и предшественники, также претерпели ряд модернизаций. Серийно строились модели НКЛ-16-37 и НКЛ-16-39, незначительно (исключая 30 аэросаней постройки зимы 1939— 1940 гг.) различавшиеся электрооборудованием, марками примененных конструкционных материалов; внешние отличия существенными не являлись.

ТТХ НКЛ-16

Длина полная, мм

6450

Ширина полная, мм

2700

Высота по мотору, мм

2235

Высота по винту, мм

2925

Высота нижней точки воздушного винта от снежной поверхности, мм

525

База, мм

3600

Колея, мм

2125

Полный вес, кг

1370* / 1340**

Вес конструкции, кг

740* / 790**

Полезная нагрузка, кг

480* / 400**

Вес инструмента, запасного винта и чехлов, кг

34

Запас горючего, кг

100

Запас масла, кг

16

Количество мест

6* / 5**

Скорость максимальная, км/ч

70

Скорость эксплуатационная, км/ч

35-50

Дальность пробега с полной нагрузкой, км

200

Длина лыж, мм

2750

Ширина лыж, мм

380

Удельное давление на снегу, кг/см2

0,046* / 0,045**

Диаметр винта, м

2,4

Мощность двигателя, номинальная, л.с.

100

* Пассажирские. ** Санитарные.

ArSNKL-6033.jpg

Аэросани НКЛ-16 в санитарном варианте.


1 На санитарном варианте выключатель наружного плафона располагался на правом борту над санитарным люком.

Оглавление