Оглавление

Зимой аэросани сменяли глиссеры, что позволило организовать регулярную эксплуатацию аэросанно-глиссерных линий на реках и озерах. Например, Наркомсвязь использовала аэросани на линиях Новосибирск - Камень, Киров - Нагорское, Большерецк — Иге на Камчатке для почтовых и иных срочных перевозок. В Северном крае действовали три (Котлас — Великий Устюг протяженностью 78 км, Котлас - Черевково протяженностью 120 км, Великий Устюг - Юг протяженностью 60 км) аэросанно-глиссерные линии с базой в Великом Устюге, обслуживаемые четырьмя аэросанями ОСГА-6 и тремя глиссерами ОСГА-5. Но для начала ОСГА была организована опытно-показательная аэросанно-глиссерная линия Серпухов - Таруса. Наряду с ЭА-1 на линии трудились и другие экспериментальные и линейные глиссеры и аэросани.

ArSNKL-6021.jpg ArSNKL-6023.jpg
Приборная панель аэросаней ОСГА-6 серийного выпуска Серийные ОСГА-6 первой партии («Наркомсвязь №2») во дворе НИИ ГВФ. Аэросани в трехцветной окраске.

Аэросани ОСГА изготавливались по предварительным заявкам. Надписи о принадлежности владельцу наносили еще на заводе по обоим бортам симметрично. Аэросани для военных заказчиков никаких обозначений, как правило, не имели; в отдельных случаях ограничивались эмблемой ОСГА. Аэросани первой партии красились в белый цвет с синей и красной окантовками. В таком виде часть из них ушла заказчику, а на остальных синий цвет закрасили красным. Военные машины поздних выпусков красили однотонно в белый цвет, а гражданские — в шаровый. Фактически окраска гражданских машин и глубина синего или серого оттенков несколько варьировались в зависимости от партии. На местах эксплуатации в процессе ремонтов заказчики подкрашивали аэросани по собственному разумению. Металлические детали красились в черный цвет, а ограждение винта - в красный.

Однако наличие надписи на борту еще не гарантировало своевременного поступления аэросаней заказчику. Всколыхнувшая всю страну и получившая международный резонанс эпопея корабля «Челюскин» вызвала к жизни самые неординарные планы спасения терпящих бедствие.

Н.М. Андреев 16февраля 1934г. в письме №10004 председателю комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышеву писал: «Настоящим доводим до Вашего сведения, что по разнарядке Наркомсвязи направлены в Восточную Сибирь 5 шестиместных аэросаней «ОСГА-6». Как известно, аэросани ОСГА-2 эксплуатировались с большим успехом во время экспедиции ледокола «Красин» на Новую Землю.

Обращаем Ваше внимание на возможность использования посланных в Сибирь аэросаней ОСГА-6, обладающих полезной грузоподъемностью при дальности расстояния 300 клм. - 300 кгр. Скорость (средняя) аэросаней - 50 клм/час».

С аналогичным предложением к Куйбышеву обратился, добившись аудиенции, организатор и деятельный участник смотров и пробегов П.И. Горецкий. В результате, вопреки ряду возражений и требовательной телеграмме о снятии аэросаней с парохода, в район Уэлена оперативно перебросили трое аэросаней ОСГА-6 — «Уралэнерго» (заводские номера 10 и 11) и «Наркомсвязь №5», а также ЦАГИ-IV. Руководил «экспедицией» Горецкий, а главным механиком был Белокопытов. Однако со спасением и доставкой челюскинцев на большую землю успешно справились летчики: на долю аэросаней выпало перевозить срочные грузы в интересах интенсивно работавшей авиации, а также и другое имущество уже в период свертывания спасательной операции. 10 мая 1934 г. СНК постановил: «Все трактора, аэросани, радиоустановки, моторы к ним со всем оборудованием и запасными частями, равно как авиационные моторы, весь запас бензина, смазочного и тары по описи сдать представителям ГУСМП на базах и радиостанциях, находящихся на Чукотском полуострове». Аэросани «Наркомсвязь №5» продолжали трудиться на севере по крайней мере до 1942 г.

ArSNKL-6022.jpg ArSNKL-6024.jpg

Аэросани ЭА-7 (слева) и ЭА-1 на почтово-пассажирской линии Серпухов - Таруса.

И.Н. Ювенальев и В.А. Кузнецов у аэросаней ОСГА(НКЛ)-6.

Оглавление