Оглавление

AersKa30078.jpg

Установка подводных крыльев на поплавках гидроварианта Ка-30ВК.

AersKa30079.jpg AersKa30081.jpg AersKa30082.jpg

Ка-30ВК в ходе испытаний.

Опыт эксплуатации Ка-30 в гражданской авиации был в целом положительным. Аэросани №2501 поступили в аэропорт Чайбуха Магаданского объединенного авиаотряда МГА в январе 1968 г. для оценки эксплуатационных качеств. В период с 20 января по 17 февраля проводилась подготовка технического персонала для обслуживания аэросаней, после чего они эксплуатировались на местных линиях протяженностью от 65 до 260 км — в основном в период нелетной погоды. Кроме того, был выполнен один срочный ночной санитарный рейс. Опытная эксплуатация в сезон продолжалась до 23 апреля. За этот период аэросани Ка-30 проделали 49 рейсов и прошли 6492 км, перевезя более 30 т груза. При этом трассы характеризовались затяжными подъемами и сильной заторошенностью, что сильно влияло на среднюю скорость движения — она составила около 35,5 км/ч.

Параллельно с аэросанями в аэропорту эксплуатировались вертолеты Ми-4. Загрузка аэросаней и вертолета была сопоставима — они перевозили по 8—10 чел. за рейс. При этом стоимость эксплуатационного часа вертолета равнялась 240 руб., а аэросаней — 30 руб. Опыт эксплуатации аэросаней показал, что они наиболее оптимальны для трасс малой протяженности. Так, аэросани совершали рейс Чайбуха - Тополовка (протяженность 65 км по прямой и 80 км по наземной трассе) за 1 ч 20 мин при стоимости билета 5 руб. в одну сторону. С учетом стоянки, на рейс в оба конца у аэросаней уходило 3 ч. В то же время вертолет мог совершить два рейса в оба конца, однако стоимость доставки пассажиров аэросанями составляла 90 руб., т.е. они приносили 10 руб. прибыли с каждого рейса, в то время как рейсы вертолета были убыточны.

В том же 1967 г. Ка-30 появились и у военных, которые приобрели для двух войсковых частей по две машины: Ка-30 №2607 и №2608 отправились в Актюбинск, а №2609 и №2610 — на Южный Урал. Министерство обороны поставило перед ОКБ Н.И. Камова вопрос о повышении эксплуатационных параметров Ка-30 — скорости и дальности. Модифицированные аэросани Ка-30М должны были оснащаться двигателем АИ-14ФС мощностью 300 л.с. и развивать скорость до 120 км/ч. Дальность при крейсерской скорости 45 км/ч предполагалась в 500 км. Вместе с тем, не самая высокая экономичность двигателя ограничивала дальность хода (255 км против 360 км у базового варианта). Для получения требуемой дальности хода были разработаны дополнительные наружные съемные топливные баки, с которыми максимальная дальность возрастала до 750 км. Максимальный ходовой вес Ка-30М увеличивался по сравнению с Ка-30 на 265 кг (до 3465 кг).

AersKa30080.jpg

Ка-30 разных выпусков в Ханты-Мансийске. На заднем плане виден навес для хранения аэросаней.

Протяженность некоторых почтовых трасс Министерства связи в зимний сезон 1965-1966 гг.

Управление связи

Протяженность трасс в один конец, км

Вологодское

 365

Архангельское

954

Мурманское

270

Коми АССР

 665

Тюменское

1093

Якутское

352

Хабаровское

1765

Иркутское

492

Томское

488

Алтайское

210

Свердловское

350

Оренбургское

700

Башкирское

230

Магаданское

125

Оглавление