Оглавление

Aerosan3005.jpg Aerosan3011.jpg
Аэросани Ф.М. Маслова постройки 1938 г. Продольный разрез аэросаней Шишкина и Валединского.
Aerosan3006.jpg Aerosan3007.jpg Aerosan3008.jpg

 

 

Аэросани ВАМБ. И.Н. Ювенальев возле аэросаней конструкции С.В. Коростылева. Схема сборки аэросаней ОСГА-4 из техописания, составленного И.Н. Ювенальевым.
Aerosan3009.jpg  

 

Aerosan3010.jpg
Аэросани А-1.   Аэросани А-4 (ОСГА-4).

Несмотря на ряд положительных качеств, аэросани Маслова были удостоены лишь поощрительной премии, так как не соответствовали условиям конкурса, т.е. были непригодны к постройке силами низовых ячеек и требовали применения дефицитных материалов. В 1938 г. Ф.М. Маслов построил еще одни аэросани с мотоциклетным мотором, отличавшиеся от предыдущих моделей габаритами и архитектурой корпуса, в частности, наличием закрытой кабины.

Поощрительной премией также были отмечены аэросани П.Ф. Торопова постройки общества «Динамо» Иваново-Вознесенска и ВАМБ, собранные в Нижнем Новгороде.

Условиям конкурса наиболее полно отвечали конструкции аэросаней Шишкина и Валединского, удостоенные первой премии, и Распопова, получившие вторую премию. Остальные конструкции по различным причинам не получили положительных оценок комиссии. Результаты конкурса 1929 г. широко освещались в прессе, а чертежи аэросаней Шишкина и Валединского были изданы «Автодором» для рассылки в регионы по цене 15 рублей за комплект.

В феврале 1932 г. в ходе пробега Москва - Ногинск - Орехово-Зуево - Егорьевск - Коломна - Москва прошли испытания аэросани А-1, спроектированные С.В. Коростылевым в ЗиМВТ. Они имели колею 1300 мм, длину 3755 мм, базу 2055 мм и оснащались мотором «Блэкберн» мощностью 18 л.с. с воздушным винтом диаметром 1300 мм. Испытания прошли успешно, и доработанные А-1 с мотором НАМИ-1 под маркой А-4 (ОСГА-4) были приняты к серийной постройке в ОС ГА «с целью использования для НКСвязи по обслуживанию письмоносцев в деревне и для обслуживания сверхударного строительства Балхашстроя»2.

Аэросани А-4 имели предельно простую, даже примитивную конструкцию, пригодную к постройке силами колхозных мастерских или даже отдельных энтузиастов. Для их изготовления использовался своеобразный вариант плазово-шаблонного метода. На листе фанеры выполнялся чертеж бортовой секции, затем на любой горизонтальной плоской поверхности (хоть на полу помещения) производилась сборка каркаса, к которому крепилась обшивка. Затем с помощью шпангоутов и распорок бортовые секции скреплялись в корпус аэросаней. Изящная форма аэросаней со слегка выпуклыми бортами достигалась незначительным изгибом боковых секций при сборке за счет большей ширины шпангоутов в средней части корпуса машины.


2 Вместо «письмоносцев» аэросани поступили в МВО: одни ОСГА-4 передали управлению АБТ частей округа, другие - военной школе автотехников. Всего же в ОСГА собрали семь аэросаней этого типа.

Оглавление