Оглавление

Aerosan2020.jpg Aerosan2021.jpg
Аэросани ОСГА-2 на слете 1933 г. Аэросани ОСГА-6 «Наркомсвязь №2».

После перевода в систему лесной промышленности ОСГА стала называться «Экспериментальный завод Лесосудмашстроя», а в ряде документов — «Глиссерный завод».

Однако даже после переезда Глиссерный завод не располагал большими производственными площадями и не мог выполнять растущие заказы. Кроме того, в соответствии со Сталинским планом реконструкции Москвы за черту города надлежало вывести некоторые промышленные предприятия, в том числе Глиссерный завод, расположенный практически в центре столицы. В это же время, в связи с окончанием строительства канала Москва - Волга, был ликвидирован Дмитлаг НКВД, ведавший трудом заключенных на стройке. В Подмосковье на 3-м участке Хлебниковского района Дмитлага в селе Котово имелась реммехбаза (мастерские). К осени 1937 г. территорию этих мастерских площадью 14 га со всей инфраструктурой передали Глиссерному заводу11. Завод оперативно освоил новые площади и развернул на них производство аэросаней НКЛ-16 (развитие ОСГА-6) и глиссеров НКЛ-5. На близлежащих площадях были построены жилой дом и бараки для работников.

К 1940 г. управление строительства Дворца Советов под свою гранитную мастерскую решило заполучить территорию Глиссерного завода. Заводу стали предлагать новые, совершенно не освоенные площади в Солнечногорске и ряде других районов Подмосковья, которые оказались непригодны для промышленного строительства. Тогда было принято решение о слиянии заводов №41 (ранее занимался подготовкой древесины для авизавода №28) и Глиссерного завода. Новое предприятие стало называться заводом №41, но до самой войны использовалось и наименование «Глиссерный завод». Объединенный завод продолжал выпуск аэросаней, глиссеров и катеров («полуглиссеров»).

Эксплуатация аэросаней Глиссерного завода показала, что, выполненные по трехлыжной схеме, они обладают рядом недостатков, в частности, склонностью к опрокидыванию на поворотах. Особенно нетерпимым этот недостаток стал при использовании аэросаней в период советско-финской войны, поэтому опытные работы были направлены на создание четырехлыжных аэросаней со схемой, обеспечивающей движение задних лыж по следу передних. В частности, в 1940 г. построили и испытали четырехлыжные аэросани НКЛ-18. Однако конструкция подвески четырех управляемых лыж оказалась неудачной, и серийно НКЛ-18 не строились.

В 1941 г., в связи с началом войны, завод №41 был эвакуирован в район Кирова12, где производство разместилось на площадях завода им. Халтурина в деревне Коноваловка, в 15 км от Кирова. Завод, сохранивший номер 41, строил и ремонтировал аэросани и полуглиссеры.

14 января 1942 г. приказом по НКЛ №5/ОГ оставшееся в Москве производство было переименовано в Глиссерный завод и получило заказ на ремонт 10 аэросаней и серийный выпуск катеров упрощенной конструкции, названных НКЛ-27В. Ремонт аэросаней осуществлялся отделением №2 цеха №1. Больше завод в Москве аэросаней не строил, а занимался изготовлением катеров, трального оборудования и т.д. До конца года завод был переименован в №42. В послевоенный период его перевели на выпуск мирной продукции и реорганизовали в Мебельный комбинат №2.

1 апреля 1942 г. ОКБ-41, находившееся на «островке», получило самостоятельность и было преобразовано в Центральное конструкторское бюро Главспецдревпрома (ЦКБ ГСДП). При этом сохранялась система нумерации разрабатываемых образцов. ЦКБ ГСДП вело опытно-конструкторские работы и готовило техдокументацию для серийных заводов. В годы войны были спроектированы новые модели аэросаней (штабные НКЛ-38, легкие НКЛ-34 с мотоциклетным мотором и др.), катеров и выполнен ряд других оборонных задач, в частности, сконструированы буксируемый стартер НКЛ-40, коляска деревянной конструкции к мотоциклу и т.п.

В послевоенный период были разработаны несколько опытных моделей снегоходов, ряд катеров и машин для механизации лесозаготовок. Изменение характера выполняемых задач нашло отражение в наименовании КБ: с 1947 г. — Центральное конструкторское бюро по судостроению, в 1953 г. — ЦПКБ по машиностроению, затем, в конце года — «Гипролесмаш». Постепенно гражданская тематика стала основной, и было принято решение о слиянии с Центральным научно-исследовательским институтом механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ). Объединение произошло 27 июня 1964 г.

Горьковская группа

Помимо столицы, отделения оборонно-спортивных и технических обществ активно действовали и на местах. Так, в Нижнем Новгороде в местном университете НГУ была организована ячейка ОДВФ, а позднее - «Осоавиахима» и «Автодора». Инициативная группа студентов НГУ построила аэросани с маломощным мотором «Jap» («Джап»), названные ВАМБ по первым буквам имен конструкторов В. Цветкова, А. Скворцова, М. Веселовского, Б. Белянина. На устроенном «Автодором» всесоюзном конкурсе аэросани ВАМБ были премированы.

По окончании института М.В. Веселовский после непродолжительной работы по распределению в Центральной военно-индустриальной радиолаборатории перешел в 5-й Горьковский техникум ГВФ (ГГАТ). В авиатехникуме по проекту М.В. Веселовского построили партию из 10 аэросаней ГГАТ, оснащенных автомоторами. В ноябре 1935 г. в связи с ликвидацией техникума коллектив во главе с М.В. Веселовским перешел на горьковский завод «Красный Металлист», где был организован аэросанный цех. Завод «Красный Металлист» (позднее №215) подчинялся Наркомату лесной промышленности и организационно входил в состав треста «Лесосудмашстрой». Производство разместилось на Стрелке Оки и Волги (на месте бывшей судоверфи) в доме по Советской улице.


11 ГАРФ, ф. Р-8418С, on. 23, д. 914.

12 ГАРФ, ф. 6822, оп. 1, д. 500.

Оглавление