Оглавление

Aerosan2009.jpg Aerosan2013.jpg
Аэросани AHT-IV с мотором «Люцифер». Аэросани Энгельской военной школы летчиков пришли своим ходом в Москву на слет 1933 г.

Подготовка «Автодором» обслуживающих технику (аэросани, глиссера, автомобили) кадров велась на специальных курсах, называвшихся «комбинатами». В частности, водители аэросаней готовились московским и ленинградским комбинатами. По окончании курсов водители и механики сдавали экзамены и убывали в части. Выпускники ленинградского комбината 1931 г. в качестве своеобразного экзамена совершили пробег на аэросанях АНТ-IV в Москву.

«Автодором» осуществлялось и дорожное строительство, уделялось также внимание развитию пожарной техники. Финансирование позволило увеличить объем опытно-конструкторских работ. Так, согласно протокольному постановлению №28 президиума «Осоавиахима» от 1 декабря 1927 г., работы по проектированию глиссера под мотор «Холл-Скотт» были переданы в ЗиВМТ «Автодора»4.

Глиссер был назван А-1 («Автодор, первый»), хотя в некоторых документах встречалось и старое название. Он стал первой конструкцией, реализованной в «Автодоре». Чертежи глиссера были изданы на синьках и рассылались в регионы. Также «Автодором» от «Осоавиахима» 28 марта 1928 г. были приняты «в связи с передачей аэросанного дела» аэросани «Завод им. Калинина» и «Госпромстрой»5.

Постепенно под эгидой «Автодора» сформировались собственные конструкторские коллективы, финансируемые как из средств общества, так и за счет договоров или госбюджета. Преемники получивших в дальнейшем самостоятельность коллективов продолжают свою деятельность и поныне. В общей сложности в ЗиВМТ «Автодора» были созданы два с половиной десятка типов глиссеров и четыре типа аэросаней (без учета деятельности общества на местах).

Aerosan2010.jpg

Аэросани ГГАТ накануне пробега Горький — Москва в ходе слета 1934 г.

Aerosan2012.jpg Aerosan2011.jpg
Аэросани Дмитриевского, построенные в «Осоавихиме» Аэросани Дмитриевского после передачи аэросанного дела в «Автодор» были перестроены.

«Автодором» были проведены несколько пробегов аэросаней и вездеходов, «звездных походов» глиссеров и мотолодок, разнообразные слеты и выставки. Со всего необъятного Союза устремлялись к месту проведения мероприятий участники, что символически изображалось на карте в виде звезды (центр) с расходящимися в стороны лучами (ячейки и отделения на местах). Так, в форме звезды, протянувшей свои лучи в самые удаленные регионы, представлялась работа многомиллионного «Автодора».

В 1929 г. «Автодором» совместно с «Осоавиахимом» был организован пробег аэросаней ЦАГИ и НАМИ по маршруту Москва — Ярославль — Кострома — Кинешма — Юрьевец Подольский — Мантурово — Богородск — Котельнич — Вятка — Глазово — Дебессы - Оханск - Пермь - Оса - Воткинск — Ижевск — Елабуга — Казань — Чебоксары — Нижний Новгород — Владимир — Москва. В пробеге протяженностью 3625 км участвовали двое AHT-IV с моторами «Люцифер», НАМИ-V и НАМИ-VII с моторами «Сапьмсон».

В 1933 г. на льду Москвы-реки возле ЦПКиО им. Горького был устроен слет аэросаней и вездеходов как заводской постройки, так и изготовленных энтузиастами. Первоначально в слете предполагалось участие 28 аэросаней, которые должны были прибыть в Москву своим ходом. Однако из регионов (Харьков, Пермь, Саратов, Чебоксары, Иваново-Вознесенск, Орел, Ленинград) отправились в пробег только 21 аэросани, из которых до Москвы добрались лишь 10. Особо следует отметить аэросани Энгельской военной школы летчиков и пермские «Авиатехник», прибывшие, согласно сообщениям прессы, в Москву своим ходом. Из Ленинграда в Москву на своих аэросанях заводского изготовления прибыли очередные выпускники ленинградского комбината. Для участия в праздничных мероприятиях и для чтения лекций на слет был приглашен известный полярник Р.Л. Самойлович, чье участие в качестве лектора было оплачено «Автодором».


4 ГАРФ: ф. 4426, оп. 1, д. 570, л. 44.

5 ГАРФ: ф. 4426, оп. 1, д. 570, л. 34.

Оглавление