Оглавление

Подобный жесткий график проведения испытания ставил его участников перед сложным выбором: кто должен был начинать первым? Операторы космической мишени или специалисты, находящиеся на авиабазе Эдварде? Тратить впустую в случае непредвиденной задержки со взлетом самолета-носителя мишень ITV или противоспутниковую ракету, стоимость которой составляла десятки млн. долл.? Кто должен был давать команду на начало или остановку испытания?

Впрочем, все эти размышления так и остались умозрительными. Уже 13 декабря 1985 г., на следующий день после выведения ITV на орбиту, конгресс США наложил запрет на проведение до октября 1986 г. дальнейших испытаний системы ASAT по мишеням в космосе, оговорив это условием, что СССР также не приступит к испытаниям противоспутников. А в конце декабря 1985 г. конгресс отказался от выделения 98 млн. долл., запрашиваемых на начало закупок противоспутникового оружия. К этому времени уже изготовили девять спутников-мишеней, 13 экспериментальных противоспутниковых ракет, а также переоборудовали несколько самолетов-носителей и затратили 1,2 млрд. долл.

В поисках выхода из сложившейся ситуации ВВС решили использовать выделенные на 1986 г. средства для проведения очередной серии испытаний ракеты с ее самонаведением на ИК-излучение звезды, имитирующей цель, получившей обозначение IRP (Infrared Probe). Такие испытания состоялись 22 августа и 30 сентября 1986 г. Главная цель этих пусков, ставших четвертым и пятым с начала испытаний, заключалась в том, чтобы оценить работу ИК-ГСН MHV по захвату и сопровождению источника ИК-излучения, который располагался ниже к линии горизонта, чем это было ранее. Проведенный в дальнейшем анализ испытаний также позволил оценить максимальную высоту действия ASAT, которая, по заявлению руководителя отделения космических систем и систем командования, управления и связи ВВС Рэнкайна, составила 930 км. Таким образом, подтвердились сомнения многих критиков системы, утверждавших, что ею могло быть перехвачено не более половины спутников, которые значились в составленном Комитетом начальников штабов США списке приоритетных космических целей.

Тем временем, в конце 1986 г. подошел к завершению гарантийный срок работы источников питания находившихся на орбите мишеней ITV. Это позволило получить разрешение на их проверку и хотя бы в какой-то степени оправдать 20 млн. долл., затраченных на их изготовление и вывод на орбиту.

В течение 17-18 декабря 1986 г. ITV-2 (№16329) был извлечен из контейнера, наполнен горячим газом и проверен на воспроизведение необходимых характеристик различных космических целей. До 9 февраля 1987 г. также проверялось функционирование находящихся на его борту приборов. В конечном счете, ITV-2 сошел с орбиты 9 августа 1987 г., a ITV-1 находился на орбите до 11 мая 1989 г.

ASAT018.jpg

F-15 с ракетой ASAT в полете.

Практика запретов на проведение испытаний ASAT была продолжена конгрессом США и на 1987 г. Тем не менее в марте 1987 г. министерство обороны представило планы по дальнейшему развитию противоспутниковых систем, которые включали доведение ASAT до стадии начальной боеготовности к 1990-м гг. (что помимо прочего подразумевало изготовление 35 ракет), дальнейшее совершенствование противоспутниковой ракеты и развертывание работ по противоспутниковым системам следующего поколения, основанных на использовании лазеров наземного базирования.

Среди направлений совершенствования ракеты наибольшую известность получили два. В соответствии с первым планировалась разработка ракеты, стартующей с земли и использующей двигательные установки ракеты «Pershing-2» и РДТТ «Altair», что позволяло вдвое увеличить высоту перехвата. В соответствии со вторым — ракета сохраняла самолетное базирование, но оснащалась более мощным двигателем первой ступени. Информация о работах по этому направлению появилась еще в 1984 г., когда было сообщено о разработке для первой ступени ракеты РДТТ однократного включения с улучшенными энергетическими характеристиками, а для второй ступени фирмой Morton Thiocol был усовершенствован PflTT«Star-22».

Одновременно на средства, выделенные в 1987 г. (189,3 млн. долл.), планировалось продолжить испытания ASAT (выполнить три пуска ракет по мишеням ITV), подготовить программу контроля производства, а также начать строительство соответствующего комплекса на базе Лэнгли (шт. Вайоминг) и закупить ряд компонентов системы с длительным циклом производства.

Однако в связи с очередным запретом Конгресса на проведение испытаний ASAT в начале 1988 г. и указанием о сокращении бюджета, руководство ВВС приняло решение остановить реализацию этой программы, а изготовленные для испытаний три ракеты законсервировать. К тому времени затраты на программу достигли 1,4 млрд. долл.

Подводя итог этой работе, можно отметить, что характеристики ASAT в значительной степени соответствовали противоспутниковым средствам второго поколения. Более того, при некоторых доработках она могла также стать основой для создания элементов противоракетной системы космического базирования. В то же время, как достаточно откровенно выразился председатель комитета по делам вооруженных сил палаты представителей в конгрессе США Л. Эспин, результатом развертывания подобных систем могло стать «возникновение самой нестабильной ситуации, существовавшей когда-либо со времени создания первой атомной бомбы».

Впрочем, признаки очередной реанимации программы ASAT начали проявляться сразу же после того, как 30 сентября 1988 г. истек срок очередного запрета Конгресса на испытания. Однако на этот раз речь шла уже о принципиально новой разработке, для которой планировалось использовать элементы из имевшегося к тому времени арсенала для «Звездных войн».

ASAT019.jpg ASAT020.jpg

Вариант противоспутниковой ракеты, рассматривавшийся в 1990-х гг.

Оглавление