Оглавление

80YNiic3009.jpg 80YNiic3010.jpg 80YNiic3011.jpg

Подвижные танкоремонтные мастерские (слева направо): ТРМ-А-49, ТРМ-А-50 (на шасси ЗИС-151), ТРМ-А-60 (ЗИЛ-157).

Подвижные ремонтные мастерские, созданные при непосредственном участии сотрудников отдела ремонта танков и САУ к началу и в период Великой Отечественной войны, позволяли войсковым ремонтным органам производить весь объем работ текущего и среднего ремонта поврежденной (неисправной) БТТ. Разработанный типаж ТРМ постоянно развивался, особенно в годы Великой Отечественной войны. К концу войны он включал в себя шесть образцов: походную мастерскую типа «А», походную мастерскую типа «Б», тепловую мастерскую, мастерскую для ремонта электрооборудования и зарядки аккумуляторных батарей, мастерскую для ремонта вооружения и топливной аппаратуры, силовую мастерскую.

В качестве базы для мастерских периода войны использовались шасси колесных машин народнохозяйственного назначения: ГАЗ-АА (ГАЗ-ААА), ЗИС-5 (ЗИС-6). Автомобили ГАЗ-АА и ЗИС-5 имели один ведущий мост, грузоподъемность 1,5 и 3 тс соответственно, скорость движения по шоссе от 40 до 50 км/ч, запас хода от 220 до 240 км. Эти характеристики автомобилей не в полной мере отвечали требованиям к подвижным мастерским, особенно по проходимости и запасу хода, но других базовых машин в нашей стране в тот период не было. При движении по грунтовым дорогам мастерские отставали от обеспечиваемых формирований на значительное расстояние и не всегда могли вовремя приступить к ТО и ремонту вышедших из строя танков.

Развитие отечественной промышленности в послевоенные годы позволило сотрудникам Полигона разработать ряд комплексов ТРМ: в 1950-е гг. — комплекс подвижных средств ремонта на шасси ЗИС-151, в 1960-е гг. - на шасси ЗИЛ-157Е, в 1970-е гг. - на шасси ЗИЛ-131.

80YNiic3005.jpg 80YNiic3006.jpg

Подвижные танкоремонтные мастерские ТРМ-А-70 и ТРМ-80 (на шасси ЗИЛ-131).

В довоенный и военный периоды отдел большое внимание уделял обеспечению войск эвакуационными средствами. В первые годы Великой Отечественной войны эвакуация танков с поля боя производилась специальными армейскими гусеничными тракторами «Коминтерн», «Сталинец 2» и «Ворошиловец».

В ходе войны выяснилось, что тракторы, как тяговые и буксировочные средства, по своим тактико-техническим характеристикам не могут обеспечить своевременную эвакуацию всех типов БТТ. Согласно тактико-техническим заданиям, разработанным сотрудниками Полигона, в ходе войны был создан тягач Т-34-Т на базе танка Т-34 для эвакуации средних и тяжелых танков. Бронированные тягачи на базе танков представляли собой новый класс эвакуационных машин, появление которого было продиктовано опытом восстановления танков в ходе боевых действий. Дальнейшее развитие и совершенствование технических средств эвакуации по инициативе отдела ремонта танков и САУ шло по линии создания и модернизации бронированных тягачей на базе танков.

По окончании Великой Отечественной войны большая часть личного состава Вооруженных Сил была демобилизована, а тысячи образцов танков и САУ сосредоточены на базах хранения. Разработка мероприятий по обеспечению сохраняемости БТТ на базах хранения была возложена на Полигон, в частности, на созданный в 1946 г. Отдел хранения бронетанковой техники. В 1950-е - 1960-е гг. отдел реализовал ряд научно-исследовательских и испытательных работ, направленных на поиск способов защиты деталей, узлов и агрегатов танков и САУ при хранении, методов консервации запасных частей.

80YNiic3007.jpg 80YNiic3013.jpg

Герметизация танков способами «Кокон» и «Чехол».

80YNiic3008.jpg 80YNiic3012.jpg

Тягач Т-34-Т.

Тягач БТТ-1Т на базе ИСУ-122.

Оглавление