Оглавление

С ИМЕНЕМ "ВАРЯГА" НА БОРТУ

В. И. Катаев

Вот уже более 85 лет прошло с того дня, когда крейсер "Варяг"и мореходная канонерская лодка "Кореец" в самом начале русско-японской войны вступили в неравный бой с неприятельской эскадрой, в состав которой входили 15 боевых кораблей. Обстоятельства боя "Варяга" и "Корейца" известны у нас в стране каждому, и поэтому в этой статье мне бы хотелось коснуться лишь одного очень интересного вопроса, который в свое время явился настолько неожиданным, что сразу трудно было в него поверить.

Дело в том, что у нас в разное время были не один и не два корабля, носящих имя "Варяг", их было более двадцати! Да, да, я не оговорился, больше двадцати, и среди них только военных кораблей было восемь, а остальные — гражданские. Вот о них, об их судьбах и хотелось коротко рассказать здесь.

Самый первый "Варяг" начал свою историю в далеком 1847 году. Это был тендер водоизмещением 107 тонн. Тендер был вооружен двумя пушками. Экипаж его состоял из 25 военных моряков, хотя и принадлежал он частному лицу. Тендер был куплен в Англии князем Б. Голицыным сразу же после победы, одержанной на гонках в Плимуте.

После прихода в Санкт-Петербург тендер получил имя "Варяг". Уже в те времена в России часто проводились парусные гонки, и отныне "Варяг" стал их непременным участником. Он практически всегда одерживал победы над соперниками. И только однажды, в августе 1848 года, "Варяг" уступил первенство яхте Черноморского флота "Орианде". Командовал яхтой лейтенант флота И. Унковский, который после гонок из рук императора получил первый приз — серебряный ковш с надписью "Преуспевающему". "Варяг" пришел вторым. В соревнованиях участвовало 11 яхт (пять тендеров и шесть шхун). Интересно отметить, что судейским кораблем гонок был назначен фрегат "Паллада".

Позднее в Петрограде в память о тендере "Варяг" был организован одноименный яхт-клуб, который впоследствии стал родоначальником советского яхтенного спорта.

Хотя тендер и был военным судном, но все же летопись боевых кораблей, носивших имя "Варяг", по праву началась с корвета.

В 1861 году в Финляндии на воду был спущен парусно-винтовой корвет "Варяг". Корабль получил имя свое, по всей видимости, в память о скандинавских воинах, активных членах русских княжеских дружин — варягах. Подтверждением этой версии служит и носовая фигура корвета. Эта фигура, ныне хранящаяся в ЦВММ в Петербурге, изображает скандинавского воина, стреляющего из лука.

Корвет "Варяг" в истории русского флота известен своим участием в американской экспедиции в 1863—64 годах. Эскадрой командовал контр-адмирал С. Лесовский. В состав эскадры, помимо "Варяга", входили фрегаты "Ал/ Невский", "Ослябя", "Пересвет", корвет "Витязь", клипер "Алмаз" и два вспомогательных судна. Командиром "Варяга" был назначен герой Севастопольской обороны капитан-лейтенант Р. Лунд.

Поход сохранялся в глубокой тайне. Даже командиры кораблей не догадывались о цели похода, и только выйдя далеко в океан, им сообщили о ней.

Неожиданное появление у берегов США двух русских крейсерских эскадр (одновременно с эскадрой Лесовского к берегам США подошла с русского Дальнего Востока эскадра контр-адмирала А. Попова) предотвратило войну Англии и Франции против России из-за польских событий. Одновременно появление русских эскадр в США оказало большую моральную поддержку правительству А. Линкольна в войне Севера и Юга.

Оглавление