Оглавление

Почему же выбор пал на самого младшего из Флагманов Балтийского флота, не имевшего даже адмиральского чина?

Видимо, каждому времени нужен свой лидер. А в июле 17-го, когда нервозность и взаимное недоверие «верхов» и «низов» на флоте достигли критической точки, во главе его мог стать только человек, которому безоговорочно доверяли как первые, так и вторые. И четвертым по счету Командующим флотом стал Александр Владимирович Развозов.

Род Развозовых происходил из дворян по одним сведениям Тверской, по другим — Новгородской губернии. 23 июля 1879 года у капитан-лейтенанта флота Владимира Александровича Развозова и его жены Каролины Федоровны родился первенец, которого в честь деда нарекли Александром.

Детские годы Саши проходили сначала в Ревеле, где отец командовал шхуной пограничной стражи «Часовой», потом в Севастополе. В 1892 году В.А. Развозов, откомандовав перед этим крейсером «Память Меркурия» и эскадренным броненосцем «Синоп», был произведен в контр-адмиралы и назначен начальником штаба Черноморского флота и портов Черного моря.

В сентябре того же года, следуя семейной традиции, тринадцатилетний Александр становится воспитанником младшего подготовительного класса Морского Кадетского корпуса. Впереди были шесть лет напряженной учебы.

Памятным для юных кадетов стал май 1894 года. После надоевших занятий и репетиций в стенах корпуса они отправлялись в Кронштадт, где их ждали готовые к отплытию суда Отряда Морского корпуса. «14 мая начальник Николаевской морской академии и директор морского кадетского корпуса вице-адмирал Арсеньев посетил суда отряда этого корпуса, осматривал помещение кадет и сказал им напутственное слово, в котором выразил, что они должны считать себя счастливыми, плавая под начальством такого адмирала, как В.П. Мессер, и выразил надежду, что они воспользуются как опытностью, так и личным примером исполнения службы начальником отряда», — сообщал «Кронштадтский вестник». Учебное плавание длилось почти три месяца.

Ранним утром 7 августа учебные суда «Скобелев», «Воин» и «Моряк», на которых находились гардемарины старших рот, отдали якоря на Малом Кронштадтском рейде. Блокшив «Баян» под командою капитана II ранга Храбростина с младшими кадетами на борту был сразу введен в гавань.

Но вместо радостной встречи с родными Александра Развозова ожидало тяжкое потрясение. За два дня до возвращения учебных судов жизнь Кронштадта была омрачена кровавой драмой: капитан над Кронштадтским портом контр-адмирал В.А. Развозов, отметивший накануне свое 53-летие, был убит выстрелом в упор одним из подчиненных офицеров, который тут же покончил с собой. Вернувшийся из плавания Александр застал дома сломленную горем мать и четырех младших сестер, ставших, как и он, сиротами.

В череде зимних занятий в корпусе и летних плаваний на учебных судах прошли годы, приближая заветный день выпуска. И вот этот день настал. 15 сентября 1898 года «Высочайшим приказом по флоту и морскому ведомству» сорок девять выпускников Морского кадетского корпуса были произведены в мичманы.

После двух лет службы в 10-м флотском экипаже в октябре 1900-го мичман Развозов становится слушателем Минного офицерского класса, после успешного окончания которого 3 сентября 1901 года зачисляется в минные офицеры 2-го разряда и получает назначение на должность младшего минного офицера эскадренного броненосца «Ретвизан». На 80-пушечном винтовом корабле, построенном еще во время Крымской войны и носившем на борту то же гордое имя, много лет назад плавал покойный отец.

Новый «Ретвизан», на котором предстояло послужить Отечеству Развозову-младшему, еще строился на верфи Крамп в Филадельфии и начал свой поход на Балтику лишь в самом конце 1902 года. С прибытием в Россию капитан 1 ранга Э.Н. Щенснович представил свой корабль на «высочайший смотр», после чего началась усиленная подготовка броненосца к новому походу — на Дальний Восток.

31 октября корабли отряда контр-адмирала Э.А. Штакельберга, который держал свой флаг на «Ретвизане», вышли из Либавы. За время похода численный состав отряда постоянно уменьшался из-за возникавших то на одном, то на другом корабле неисправностей, и 21 апреля 1903 года, когда «Ретвизан» подходил к Порт-Артуру, его сопровождал лишь крейсер I ранга «Паллада».

Оглавление