Оглавление

PNemtsov003.jpgPNemtsov004.jpg

Теоретический и конструктивный чертежи корпуса 14-пушечной шнявы «Мункер» (реконструкция автора с эскиза выполненного Петром I).

В 1714 г. кораблестроение в Тавровском Адмиралтействе временно прекращается. Последние корабельные мастера и технические специалисты уезжают в С.Петербург. И. Немцов достраивает 28-пушечный фрегат и 48-пушечный корабль, начатые Р. Козенцем, и приводит в порядок переведенные сюда корабли азовского флота. Устанавливает над каждым «оградительную крышку», тщательно проветривает и конопатит. 21 линейный корабль и ряд других боевых судов законсервировал И. Немцов. Эти корабли с полным комплектом артиллерии, боезапаса, вооружения и снабжения, складированного в амбарах крепости, тщательно охранялись и сохранялись вплоть до 1732 г. Факт наличия в Азовско-Воронежском регионе боеспособной части азовского флота, не уничтоженного согласно требованиям Прутского договора, позволяет в несколько ином плане взглянуть на историческую ситуацию, оценить стратегическую обстановку в регионе и военно-политические планы Петра I.

7 ноября 1714 г. Петр собственноручно заложил на стапеле С.Петербургского Адмиралтейства спроектированный им первый в Российском флоте 90-пушечный линейный корабль «Лесное». В помощники, как и прежде, определил своего корабельного подмастерья Ивана Немцова, который и построил корабль. Следует отметить, что Иван изготовил также многие шаблоны и лекала для проведения корпусных и проверочных работ на стапеле. С 1716 г. он параллельно выполняет ряд корпусных работ и на 90-пушечном корабле «Фридрихштадт», строившемся рядом под руководством английского мастера Р. Броуна. Вникает в тонкости корабельной архитектуры, изучает почерк мастера. В эти годы он выполняет по заданию Адмиралтейства и ряд других работ. Так в 1717 г. производит осмотр и опись корабельных лесов в Пусторжевском уезде, в 1718 г.строит испускает на воду два 12-пушечных гукора — «Первый капор» и «Ватер фалк», в 1719 г. — «судно, которое завется вытаща» (из-за отсутствия информации следует предположить, что это платформа эллинга или что-то в этом роде). В 1720 г. Немцов уезжает в Ревель для осмотра и ремонта кораблей флота, участвовавших в Гренгамском сражении. В этом году Петр I дает И. Немцову особое поручение — присматриваться к методам постройки галер французскими мастерами, в частности Ниулоном. Эти факты биографии позволяют судить о его высоком профессиональном мастерстве корабельного подмастерья. Но несмотря на это и на расположенность к нему царя, служебная карьера И. Немцова не отмечена высокими должностями и наградами, скорее наоборот (первый офицерский чин поручика он получил лишь в декабре 1726 г.), и этому трудно найти объяснение. Возможно, он ждал, как и Г. Меньшиков, вакансии на должность корабельного мастера Адмиралтейства, возможно, он тяготел больше к практической деятельности, может быть, на будущее Ивана у Петра были свои соображения, но так или иначе примерно с 1720 г. Немцов ориентируется главным образом на проектирование и строительство кораблей галерного флота.

Оглавление