Оглавление

НА ПУТИ К ЦУСИМЕ (Миноносцы Невского завода типа «Буйный» в русско-японской войне).

Н. Н. Афонин

Вернувшиеся на Балтику после своего несостоявшегося перехода на Дальний Восток миноносцы типа «Буйный» в течение лета 1904 г. прошли основательный ремонт и модернизацию. Главное внимание уделялось их «ахиллесовой пяте» - водоотливной системе. Почти на всех миноносцах пришлось заменить поврежденную изоляцию электродвигателей водоотливных турбин, клапаны на отливных патрубках, сами двигатели снять и полностью перебрать. По очереди миноносцы вошли в док для осмотра. После этого занялись переборкой главных механизмов и чисткой котлов. В ходе ремонтных работ изменился и внешний вид миноносцев. Камбуз вынесли на верхнюю палубу, между штурманской рубкой и котельным кожухом, по примеру строившихся в это время на Невском заводе миноносцев типа «Громкий». Из-за этого пришлось фок-мачту перенести на переднюю камбузную переборку, трап на штурманскую рубку сняли, вход на камбуз, ставший продолжением мостика, устроили с котельного кожуха. Для улучшения сигнализации и растяжки сети радиотелеграфа, аппаратами которого снабдили всё миноносцы, на них установили две мачты. Радиотелеграфные рубки на одних кораблях смонтировали в помещении сходного тамбура в офицерское отделение, а на других - в специальной рубке на котельном кожухе в районе четвертой трубы. Циркуляром командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой от 18 июня 1904 г. N 43 на миноносцах установили по два пулемета: один, переносной, в носовой части на стойках правого (левого) борта переносной, второй - на крыше офицерского сходного тамбура. А вот с минами Уайтхеда (торпедами) дела обстояли плохо. На миноносцы отпустили лишь по две мины на аппарат, так как основную часть их уже отправили в Порт-Артур, где, по мнению ГУКиС, уже «использовали против неприятеля». Только после длительных переговоров на всех уровнях удалось заполучить недостающие торпеды с остававшихся на Балтике кораблей. Перед самым уходом на три миноносца назначили новых командиров: Н. Коломейцева («Буйный»), С. Рихтера («Быстрый»), П. Дурново («Бравый»). Все семь миноносцев: «Быстрый», «Бодрый», «Буйный», «Бравый», «Блестящий», «Безупречный» и «Бедовый» 29 августа 1904 г. покинули Кронштадт и пришли в Ревель, где занялись боевой подготовкой. После высочайшего смотра эскадра перешла в Либаву и оттуда после завершения последних работ 2 октября направилась в свой скорбный путь. Командование флотом отчетливо представляло себе, что количество миноносцев, отправляемых в составе 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, явно недостаточно, но мореходных миноносцев, кроме трех достраивавшихся Невским заводом (тип «Громкий»), просто не было.

С первых дней пути начались неприятности. «Быстрый», вызванный для переговоров к броненосцу «Ослябя», вследствие неудачного маневра навалился на его борт и помял себе носовой минный аппарат, получив при этом пробоину в подводной части. Ремонт проводился силами транспорта-мастерской «Камчатка» при сильном волнении, очень затруднявшем производство работ. Но, несмотря на это, к вечеру 4 октября был успешно завершен. От Скагена эскадра пошла шестью отрядами. Миноносцы, входившие в первые два отряда, ушли в Суду с заходом в Шербур (Франция). После разделения эскадры на главные силы под командованием адмирала З.П. Рожественского и Отдельный отряд судов под командованием контр-адмирала Фелькерзама миноносцы вошли в отряд последнего для следования Суэцким каналом и присоединились к кораблям эскадры уже в Суде в середине октября. За время стоянки в этом порту миноносцы по очереди выходили в море для уничтожения девиации компасов. Первые дни команды были заняты погрузкой угля, а в последние дни учениям мешали беспрерывные дожди. В результате этого команды на берегу провели лишь стрельбы из винтовок, на чем учения собственно и закончились.

Оглавление