Оглавление

ПОДЪЕМ АНГЛИЙСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «L-55»

Л.Л. Простокишин

1. Введение

4 июня 1919 г. в Копорской губе Финского залива советские эскадренные миноносцы «Азард» и «Гавриил» производили разведку противника. Опасаясь атак вражеских подводных лодок, корабли шли противолодочным зигзагом, меняя курс каждые три минуты.

В 17 часов 37 минут слева от курса были замечены следы идущих двух торпед, а невдалеке, примерно в пяти кабельтовых, показались рубка и часть корпуса подводной лодки. Командир эсминца «Азард» переложил руль «лево на борт» и пошел на таран вражеской субмарины. Торпеды прошли слева по борту корабля, а оба эсминца открыли огонь из носовых орудий. На месте разрыва снаряда поднялся громадный столб воды черного цвета, а также были заметны летящие в воду обломки. Из центра образовавшегося водоворота с огромной силой выходил воздух, образуя белую пену. Несколько дней спустя после боя миноносцы находили в этом районе пятна всплывающего солярового масла.1

Вскоре (12 июня) британская пресса опубликовала официальное сообщение, в котором говорилось, что одна из подводных лодок его величества, производя операции в Балтийском море, без вести пропала 4 июня, и ее следует считать погибшей со всем личным составом.

Так новейшая английская подводная лодка «L-55» закончила свое существование в водах Финского залива, опустившись на дно со всем экипажем. Но об этом стало известно только через семь лет, когда в этом районе тральщик «Клюз» затралил прицельное приспособление от 100 мм орудия с английской надписью.

2. Розыск подводной лодки и обследование

20 октября 1927 года было произведено первое обследование подводной лодки. По записям вахтенных журналов эсминцев «Азард» и «Гавриил» определили место ее потопления -  59°55'60'' северной широты и 20°49'15'' восточной долготы.

За время войны Копорский залив был густо насыщен минными заграждениями, что служило серьезным препятствием для судоподъемных работ. Тральщиками были уничтожены мины, поставленные на двенадцати метровой глубине, но мины противолодочных заграждений, находящиеся на 20-ти метрах глубины, были нетронуты, что представляло большую опасность. Кроме того, в Финском заливе часто встречались плавающие мины.

Первое кратковременное (в связи с плохой погодой) обследование водолазами подводной лодки показало, что она лежит на глубине 32 метра, уйдя в грунт (мягкая глина с песком) по привальные брусья, с креном на правый борт в 7-8°, с дифферентом на корму в 4°. Повреждений, кроме пробоины от снаряда в рубке, обнаружено не было.

В этот период советские конструкторы и кораблестроители занимались проектированием первых отечественных подводных лодок, и «L-55» представляла большой интерес как одна из новейших английских океанских подлодок, построенных в период 1917-1919 гг. Учитывая это, было решено поднять лодку.

Работы по подъему были поручены ЭПРОНу под руководством начальника ЭПРОНа Л.Н. Захарова. Для эпроновцев это задание представлялось новым и очень важным испытанием. Кроме того, они не имели еще на Балтике своей штатной партии, и к работам были привлечены самые опытные специалисты из числа черноморских эпроновцев.

3. План подъема

Подъем лодки решили производить с помощью спасательного судна «Коммуна» (бывший «Волхов»), специально построенного в 1914 году на Путиловской верфи для подъема подводных лодок. Оно имело четыре пары гиней (система из блоков) с мощностью подъема по 250 тонн каждая, а подъемный вес подводной лодки определялся не более 860 тонн. Кроме того, учитывая хорошие условия для экипажа на судне, оно могло служить и базой для участников подъема. Это значительно упрощало работы по подъему по сравнению с использованием понтонов, которые влекли за собой громоздкие и хлопотливые операции на море.


1 Английская ПЛ «L-55», 1918 г. водоизмещение 954/1139 т, 71,6x7,2x4,0 м; 13,5/8,2 уз; 6000/100 миль; 6 (нос) - 533 мм ТА; 2-100 мм; 49 человек.

Оглавление