Оглавление

КОРАБЛИ ЭПОХИ УАЙТА

В. Полуян

Примечания:
1.  В случае постройки на частных заводах указан владелец фирмы, в случае постройки на казенных верфях указано только место расположения верфи.
2. Первая цифра в размерениях (длина корабля) указана между перпендикулярами.
3.  ПМК — артиллерия противоминного калибра, имеется в виду 120-152 мм. Орудия меньшего калибра не защищались броней.

7 марта 1889 г. Британский Парламент одобрил предложенную Первым лордом Адмиралтейства Гамильтоном новую программу усиления Королевского Флота, названную «Актом о морской обороне». В период с 1 апреля 1889 г. по 1 апреля 1894 г. планировалось ввести в строй 70 новых боевых кораблей, (8 броненосцев, 1-го класса, 2 броненосца 2-го класса, 42 крейсера 1-3-го класса и 18 минных лодок). На их постройку выделялось 21,5 млн. фн. ст.

Разработка проектов кораблей этой программы была поручена Главному строителю Королевского Флота — Уильяму Уайту, назначенному на этот пост в 1885 г. Разработав проект барбетного броненосца типа «Royal Sovereign», Уайт заложил основу для проектирования всех британских линкоров периода 1889-1905 гг. От своего прототипа они отличались постепенным усилением броневой защиты. Для эпохи Уайта характерна постройка крупных серий броненосца (6-9 ед.). Постройка броненосцев велась в двух направлениях: параллельно с сериями тяжелых броненосцев (1-го кл.) предназначенными для вод Метрополии и Средиземноморья, строились серии броненосцев уменьшенного водоизмещения для службы на Дальнем Востоке (их осадка по заданию не превышала глубину Суэцкого канала).

Броненосцы 1-го класса типа «Royal Sovereign»

Строились по программе 1889-1894 г.

Проектировал У.Уайт. За основу взят броненосцы типа «адмирал» и «Nile».

Основные нововведения по сравнению с прототипом:
1. Основания барбетов опущены до броневой палубы.
2. Второй броневой пояс из тонкой брони (борт защищен до высоты 2,85 м над ВЛ).
3. Увеличена высота надводного борта до 5,5 м.
4. Наличие казематов для артиллерии среднего калибра.

Место постройки

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Royal Sovereign

Портсмут

30.9.89

26.2.91

5.1892

Empress of India

Пембрук

7.9.89

7.5.91

8.1893

Ramilles

Клайдбанк Томсон

11.8.90

1.3.92

10.1893

Repulse

Пембрук

1.1.90

27.2.92

4.1894

Resolution

Джарроу

14.6.90

285.92

11.1893

Revenge

Пальмер

12.2.91

3.11.92

3.1894

Royal Oak

Биркенхед Лэрд

29.5.90

5.11.92

6.1894

Водоизмещение: 14 150 т. норм., 15580 т. полн.

Размеры: 115,8 (124,9)х22,8х8,4 м.

Механизмы: Трехцилиндровые ВТР; 2 вала; 8 цил. котлов (до 1902 г.).

Естеств. тяга: 9000 л.с. (15,5 уз.), форс. тяга — 11000 л.с. (16,5 уз.). Факт. скорость: от 17,25 до 18,3 уз.

Запас угля: 900 норм/1450 полн.

Дальность плавания: п/х 1800 миль, 10 уз. — 5000 миль.

Броня: сталежелезная. Пояс по ВЛ (длина 0,63 L, углубление 1,63 м, надв. часть 0,9 м — 203-456.

Верхний пояс (длина 0,63 L, ширина 1,95 м) — 127. Траверзы: нос.102-406, корм.178-406.

Палубы (2): 1) по верхней кромке главного пояса — 76 (сталь); 2) по нижней кромке (карапасная) - 51-76 (сталь). Барбеты ГК: 431; щиты орудий ПМК — 127-152; казематы орудий ПМК 51-152 (в 1902-04 гг. щиты заменены на казематы из брони Круппа 51-127). Боевая рубка: носовая 356, корм. 76.

Оглавление