Оглавление

EndImpMa001.jpg

Линейный корабль «Императрица Мария» в Севастопольской бухте.

«Погиб от внутреннего взрыва» — подобным комментарием завершались существование и история около двух десятков крупных артиллерийских кораблей различных стран мира, причем все указанные события относятся к двум первым десятилетиям XX века. Конечно, в каждом конкретном случае были свои различия и обстоятельства, однако общая картина выглядит почти одинаково: на корабле, мирно стоящем в гавани, внезапно появляется пламя пожара, в считанные минуты, а иногда и секунды оно вызывает мощный взрыв погребов боезапаса, и объятый пламенем корабль погружается на дно.

Говорить о возможной причастности к катастрофам отдельных кораблей вражеских диверсантов не приходится, поскольку некоторые из них погибли задолго до войны, а расследование всех обстоятельств этих случаев со всей определенностью указало на причину — недостаточную стойкость метательных порохов. Внутренние взрывы нанесли огромный материальный ущерб флотам многих стран и всегда сопровождались большими человеческими жертвами. Открыл этот печальный счет японский эскадренный броненосец «Mikasa» — флагманский корабль флота в русско-японской войне. 10 сентября 1905 года в результате вспыхнувшего в кормовой части корабля пожара и последовавшего вслед за ним взрыва кормового порохового погреба броненосец затонул на рейде порта Сасебо. Погибло 256 человек из общего числа 935 членов экипажа, не считая 343 раненых [7,8,9,10].

21 января 1906 года всего через 3 минуты после взрыва крюйт-камеры затонул бразильский броненосец «Aquidaban». С кораблем погибло 196 человек вместе с адмиралом, было ранено 36 человек из общего числа 350 членов экипажа [8,9].

12 марта 1907 года произошел взрыв на французском броненосце «Iena», стоявшем в сухом доке в Тулоне. Причиной взрыва явился пожар в кормовом погребе 100-мм орудий, вслед за которым последовала детонация боеприпасов кормовых погребов, в том числе главного калибра. Погибло 118 и ранено 35 человек [7,8].

Оглавление