Оглавление

"БИТВА ЗА МАЛЬВИНЫ" (глава из книги)

Мартин Мидлбрук

Перевод с английского А. Иванова

"Бельграно"

Приказ вице-адмирала Ломбарде авианосной группе повернуть на запад и двигаться к побережью Аргентины был передан и на самые южные корабли оперативной группы "79": крейсер "Генерал Бельграно" и эсминцы "Иполито Бушар" и "Пьедро Буэна". Эти эсминцы были в море и во время Фолклендской операции в составе военно-морских сил, прикрывавших первую высадку аргентинцев на острова месяцем раньше, но "Бельграно" вышел в плаванье впервые с тех пор, как он, входя в состав флота США под названием "Феникс", сражался с японцами во второй мировой войне. Поскольку корабль был потоплен, причем аргентинцы понесли самые крупные разовые потери в людях за всю войну, и в этом эпизоде немало противоречивого, важно точно определить задачи, возложенные на крейсер. Первоначально роль "Бельграно" заключалась в охране подходов с юга и запада к потенциальной зоне военных действий на случай, если британские транспорты или военные корабли обогнут мыс Горн или же в войну вмешается Чили. Но, когда британские силы уже подошли к Фолклендам и начали военные операции, группе, возглавляемой "Бельграно", было приказано направиться на восток синхронно с основными силами соединения "79", действовавшими севернее. Я спросил у контр-адмирала Аллары, каковы были его намерения относительно "Бельграно" в это время. Вот что он сказал: "Помимо того, что крейсер блокировал пути британских кораблей, идущих из Тихого океана, и осуществлял наше присутствие на юге, что было важно ввиду возникших проблем с Чили, он мог пойти и на восток в основном для демонстрации силы, но, если придется, и для использования представившихся возможностей. Такой возможностью, в частности, могло быть отсечение небольшой группы кораблей от главных оперативных сил Британии. "Бельграно" был полезен в качестве угрозы с юга. Не имело смысла засекречивать его присутствие: мы предполагали, что англичане получат информацию со спутника и что "Бельграно" может отвлечь на себя группу английских кораблей. Не забывайте, что в этом районе у нас была поддержка с воздуха — самолеты "Супер Этандар" с ракетами "Экзосет" и разведывательные "Нептун"."

"Бельграно" и два эсминца приняли приказ и весь день 1 мая шли в восточном направлении. Корабли оставались за пределами объявленной англичанами запретзоны, но каждый понимал, что они подвергаются такой же опасности, что и в зоне, и все, с кем я говорил, соглашались, что, если бы появились предпосылки для успешных действий, крейсер вошел бы в зону. Один аргентинский морской офицер, который в это время был в море, хотя и не с группой "Бельграно", охотно сообщил мне, что вечером 1 мая он сам расшифровал сигнал с "Бельграно", в котором говорилось, что "группа готовится на следующий день входить в запретную зону и выходить из нее, проверяя реакцию англичан". Правда, другие офицеры не подтвердили, хотя и не опровергли это. Собиралась ли группа "Бельграно" на следующий день поступить так — неизвестно, поскольку в 5 часов 30 минут 2 мая ей было приказано изменить курс. Это было связано с изменением курса северной группы, так как запланированный удар с воздуха был отменен из-за отсутствия ветра. Крайняя восточная точка, которой достигла группа "Бельграно", — 55°15' ю. ш., 57°50' з. д., она находилась в 240 морских милях от британской оперативной группы.

Оглавление