Оглавление

ДРЕДНОУТ

С. Е. Виноградов

Drednout001.jpg

Вряд ли найдется на свете любитель морской истории, которому незнакомо было бы слово «Дредноут». Создание в 1906 году корабля, имя которого стало нарицательным для нескольких поколений линкоров, вот уже много десятилетий будоражит умы и вызывает самые жаркие споры. Ему посвящено множество книг ч статей, пытающихся объяснить этот удивительный феномен, однако он появился совсем не на пустом месте.

Английского адмирала Джона Фишера по праву считают «отцом» дредноута. Человек из «низов», он с детства сам вынужден был пробивать себе дорогу в жизни и после начала службы на флоте быстро пошел в гору благодаря уму, огромной работоспособности и непреклонному характеру. В отношении будущего развития британского флота Фишер выдвигал всегда самые радикальные идеи и еще в 1885 году получил прозвище «нефтяного маньяка», активно высказываясь за перевод английских кораблей на жидкое топливо.

В 1881 году, в бытность Фишера командиром «Инфлексибла», он познакомился с молодым тогда конструктором Филиппом Уаттсом, прибывшим на корабль для испытания своих цистерн - успокоителей качки. Немало часов, проведенных этими двумя энтузиастами вместе, скоро дали первый результат - идею создания сильнейшего корабля, объединявшего достоинства лучших британских броненосцев «Девастейшн» и «Инфлексибл». Из восьми 406-мм орудий проекта четыре располагались в двух концевых башнях в диаметральной плоскости, а еще четыре - в двух бортовых башнях в середине корпуса эшелонно, что позволяло вести бортовой огонь из восьми орудий, а из шести - в нос или корму. Правда, затребованное авторами водоизмещение в 16 тысяч тонн сразу положило конец разговорам об этой идее, чересчур радикальной для тех лет. Однако мысль о создании сверхмощного линкора, пришедшая в голову Фишера, подобно всем остальным знаменитым его «прожектам», уже не покидала его до самого конца.

Оглавление