Оглавление

Количество шестов и число сетевых полотнищ зависело от размеров корабля. Так, на броненосце «Полтава» имелось 18 шестов и 50 сетей, на «Адмирале Ушакове» —16 шестов и 38 сетей, на «Императоре Александре II» — 22 шестов и 42 сети, на крейсере «Олег» 16 шестов и 42 сети.

Сетевые полотнища, как правило, имели размеры 6 м в длину и 7,5 м в высоту, а их вес достигал 150 кг.

Одним из усовершенствований сетевых систем явилось применение резиновых жгутов для амортизации полотнищ при ударе в них торпед с сетепрорезателями. По инструкции МТК резиновые жгуты применялись только в боевых условиях. В мирное же время сеть к лееру крепилась при помощи складных гаков, одетых раксами на леера.

Первые системы заграждения проектировались с учетом охвата корабля сетями по периметру. Основная сложность при установке состояла в отваливании носовых и кормовых шестов. На это тратилось много времени, и процесс приведения сетей в боевое положение занимал 30 минут. Позже, с 1897 г., шесты в оконечностях демонтировали с расчетом на то, чтобы защитить борт на протяжении 5/6 его длины. Установка сетей при этом производилась всего за 3-4 минуты.

К концу 19-го века масса торпед, их заряды и скорость увеличились. Применявшиеся в этот период почти на всех флотах мира сети фирмы Буливанта с диаметром колец в 15-16 см уже не выдерживали удара торпед.

Первый шаг в усилении прочности сетевых полотнищ сделали в Англии, перейдя на кольца более малого (до 76 мм) диаметра. В связи с этим вес сетей увеличился в 2-2,5 раза. Но и эта мера оказалась неэффективной. По этой причине первыми от сетевых заграждений отказались в Германии и США. Остальные державы тем не менее считали необходимым наличие сетей даже с вероятностью защиты в 50%. Учитывалось при этом и моральное состояние команды.

Боевой опыт 1-й Тихоокеанской эскадры подтвердил, что сети являются хорошей защитой. Так, в броненосец «Севастополь» в течение войны попало около 80 торпед, и лишь одна из них вывела корабль из строя, ударив в незащищенную кормовую часть.

Учитывая опыт войны перед отправлением 2-й Тихоокеанской эскадры, МТК решил снабдить десять кораблей первого ранга более прочными сетями фирмы Буливанта с двойным рядом колец. Но к назначенному сроку фирма не справилась с выполнением заказа, и эскадра ушла с сетями старого образца.

На Черном море в этот период на броненосцах «Ростислав» и «Князь Потемкин Таврический» установили шесты, соединяя их с бортом не при помощи штыра и башмака, а обух в обух, что дало на практике больше удобств.

Противоречивые мнения специалистов, обобщивших опыт русско-японской войны, о целесообразности заграждений вынудили МТК детально рассмотреть этот вопрос. По этой причине в сентябре 1904 г. на броненосце «Двенадцать Апостолов» произвели серию опытов, стреляя в сети торпедами образца 1898 и 1904 гг. Основной целью являлось выяснение достаточности прочности сетевых полотнищ и длины шестов (6 м). Более того, появились опасения, что торпеды, попадая в район нижней кромки сети, подтягивали ее до борта.

Первые два выстрела торпедой образца 1898 г. (скорость 29 узлов, вес 440 кг) сеть (вес полотнища 180 кг) выдержала. При двух выстрелах торпедой образца 1904 г. (скорость 32 узла, вес 656 кг) оказалось, что в первом случае в сети, не имевшей подвесок, торпеда не дошла до борта 0,9 м, во втором — в сети с подвесками торпеда оборвала 25 подвесок, дойдя почти до самого борта.

В этом же месяце Севастопольская пристрелочная станция провела еще серию опытов, сделав 47 выстрелов. Торпеды, имевшие скорость в 31 узел, но уже снабженные ножницами японского образца, легко пробивали полотнища с диаметром колец в 6 см. Не выдерживали этих торпед и другие образцы даже самых тяжелых сетей.

Более эффективной оказалась защита из двойного ряда легких сетей (диаметр колец 16 см), но их размещение на кораблях из-за чрезвычайной сложности системы шестов и рангоута посчиталось неприемлемым. На заседании 17 августа 1905 г. МТК отказался от сетевой защиты. Тогда же решили не ставить сети и на новые корабли, крейсеры «Очаков» и «Кагул», и снять их с броненосца «Слава». Одновременно объявили конкурс на проектирование легких сетевых плавучих бонов.

Оглавление