Оглавление

Последний 66-пушечный корабль, названный «Варахиилом», строился по чертежу, присланному из Государственной адмиралтейской коллегии и утвержденному Павлом I. Проект представлял собой улучшенный вариант корабля «Омгейтен», захваченного в плен в прошедшую русско-шведскую войну. По своим размерениям «Варахиил» превосходил все построенные до него черноморские 66-пушечные корабли, что являлось следствием применения конструкционных элементов, усиливающих продольную прочность корабля и введенных в употребление в последние годы.

Характеризуя в целом развитие линейного флота на Черном море в рассматриваемый период, следует отметить высокую степень динамичности этого процесса. Меньше чем за четверть века здесь было построено 19 кораблей двенадцати проектов, отличавшихся теми или иными конструктивными особенностями. Быстрому совершенствованию кораблей способствовал ряд обстоятельств, и в первую очередь практически полная независимость черноморского кораблестроения от Государственной адмиралтейской коллегии на протяжении большей части рассматриваемого периода. Существенно значение имела также необходимость усиления флота как в количественном, так и в качественном отношении в связи с военными действиями против Турции или почти постоянной угрозой таких действий. Определенное влияние на обоснование конструктивного типа отдельных кораблей оказала стратегическая замкнутость Черного моря и его относительно небольшие размеры.

На черноморских кораблях особенно четко прослеживается то, что развитие линейного флота выданный период происходило прежде всего путем совершенствования корпусов судов при относительно стабильной системе парусной оснастки. К началу 19-го века несоответствие размеров и номенклатуры рангоута и парусов конструкции к размерениям корпусов стало столь разительным, что уже в 1803 г. специальная комиссия приступила к пересмотру системы расчета парусного вооружения, применявшейся в русском флоте. Это, в свою очередь, дало толчок к появлению линейных кораблей с рядом новых отличительных признаков, ставших следующим шагом в развитии судов данного класса.

Оглавление