Оглавление

ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ»

В. В. Арбузов

В начале 1886 г., верфи, на которых строились первые три Черноморских броненосца, посетил Управляющий Морским министерством адмирал И А. Шестаков. Знакомясь с судостроением на юге России, в беседе с создателями флота, корабельными инженерами А.Л. Тороповым и К.Н.  Арцеуловым, И А. Шестаков выяснил, что специалисты, не являвшиеся членами МТК1, отстранены от участия в проектировании новых броненосцев, несмотря на высокий уровень их подготовки. Основным препятствием было незнание тактико-технических заданий на разработку проектов. «Я понимаю, что комитет хочет сам составлять проекты и не иметь себе конкурентов, а поэтому и скрывает эти программы, но я требую, чтобы составление чертежей на конкурсе было общим делом», — писал позже по этому поводу И А. Шестаков [1].

Через месяц составленное в МТК задание на проектирование броненосца для Черного моря было выслано в Севастополь. Задание определило водоизмещение нового броненосца в 7-8 тыс. т; вооружение: одно 305-мм, шесть 229-мм и шесть 152-мм орудий; бронирование пояса длиной в 60% длины корабля не менее 356 мм. В целях экономии при строительстве решили использовать две паровые машины с парохода «Опыт» — бывшей царской яхты «Ливадия» [1].

Согласно указаниям И.А. Шестакова, к составлению проекта, помимо МТК, приступили корабельные инженеры: генерал-майор Н.Г. Коршиков, капитан А.Л. Торопов, штабс-капитан К.Н. Арцеулов, подполковник Н.А. Субботин и Э.В. Гуляев [1].

Первым в конце 1886 года в МТК поступил проект Н.Г. Коршикова. Однако проект не утвердили. По более детальным подсчетам корабль оказался перегруженным на 560 т, а заданная скорость в 16,5 узла с механизмами с парохода «Опыт» не выдерживалась. Кроме того, пояс по ватерлинии закрывал всего 50% ее длины [1].

В конце 1886 года машины с «Опыта» решили не снимать, считая их установку на новый корабль нецелесообразной, чем заметно облегчили задачу проектировщикам. В марте 1887 года представили свои проекты и остальные корабельные инженеры. При рассмотрении проектов лучшим признали проект Э.В. Гуляева. Но только в августе последовало окончательное решение И.А. Шестакова об организации строительства в Николаеве двух броненосцев по его проекту (впоследствии от строительства одного из них отказались) [1]. Через месяц МТК приступил к рассмотрению и 7 сентября утвердил теоретический чертеж и спецификацию корпуса, чертеж мидель-шпангоута корабля водоизмещением 8076 т. Корпус нового броненосца в деталях конструкции в основном представлял собой подобие корпуса строившегося в Петербурге броненосца «Император Александр II», а его отношение длины к ширине составляло 5,33 вместо 4,63, как у первых черноморских броненосцев типа «Екатерина II». Кроме того, в конструкцию корпуса приняли и конструкцию штевней, отступив в их устройстве только в том, что оконечность тарана на черноморском броненосце отстояла на 6,7 м, то есть на 1,2 м далее от носового перпендикуляра, чем на «Императоре Александре II» [1].

Согласно спецификации, корпус броненосца по проекту Э.В. Гуляева набирался из 82 шпангоутов, шести стрингеров, из которых последний являлся шельфом броневого пояса ватерлинии, имел две платформы и три палубы, а его непотопляемость обеспечивалась наличием двойного дна, поперечных и одной продольной водонепроницаемых переборок [1].

Первый вариант вооружения составил четыре 229-мм тридцатипятикалиберных орудия, по два в бронированных башнях в носу и в корме, и четыре таких же орудия в углах забронированного каземата, а также около двадцати малокалиберных пушек.

В системе бронирования Э.В. Гуляев отошел от традиционной защиты ватерлинии на всем ее протяжении, ограничив прикрытием лишь 80% ее длины, приблизив всю систему защиты к бронированию английских броненосцев класса «адмиралов» [1]. Особенным на броненосце являлся 305 мм каземат над броней ватерлинии, лишь немногим менее ее по длине и имевший одинаковую с ней толщину, что существенно, в сравнении с другими броненосцами, улучшало защиту машин, котлов и боевую плавучесть корабля. Поверх каземата находился другой, размещавший в себе четыре 229-мм орудия и имевший защиту из 127-мм плит. Имеемого проектного запаса угля в 480 т по подсчетам хватало на 4500 миль при 9-ти узловой скорости хода [1].


1 — МТК — Морской технический комитет

Оглавление