Оглавление

2. Станки «первого поколения»

Для 6"и 6,03"пушек обр. 1867 г. до 1881 г. назначались исключительно деревянные станки, близкие по конструкции к станкам гладкоствольных пушек. Противооткатных устройств никаких не было. Подъемный механизм — деревянный клин. На закрытых батареях углы вертикального и горизонтального наведения орудий определялись размерами порта. По инструкции «в военное время» разрешалось увеличивать вертикальный размер порта (разумеется на деревянных судах). Часть 6" пушек обр. 1867 г. была позже скреплена кольцами. Поскольку при этом изменились очертания пушки и увеличилась сила отдачи, деревянные станки для скрепленных пушек были усилены и несколько изменены размеры частей лафета. Интересно, что к 1870 г. 6" пушки обр. 1867 г. были только на Балтийском море, а 6,03" пушки только на Черном море.

3. Станки «второго поколения»

С начала 80-х годов на вооружение крейсеров и корветов стали поступать 6"/28 пушки обр. 1877 г. В кампанию 1889 г. на судах было уже 83 6"/28 пушки, они устанавливались на железных лафетах Пестича, Попова и Амельфина.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные железные станки системы Пестича. Станки Пестича вращались на переднем штыре, врезанном в палубу. Эти станки могли устанавливаться как постоянные бортовые станки или как переводные для использования на оба борта. Станок состоял из собственно станка и поворотной платформы (рамы) (по современной терминологии откатной и вращающейся частей установки). Станок состоял из двух станин, связанных между собой передней вертикальной и донной железными пластинами. Цапфы орудия лежали в подцапфенниках станка, и при выстреле станок с орудием откатывался на четырех роульсах по платформе.

Поворотная рама состояла из двух отдельных брусов двутаврового сечения, связанных спереди и сзади двумя листами. Рама имела четыре цилиндрических роульса, которыми она стояла на медных дугообразных погонах. На роульсах платформа со станком могла переводиться на другой борт. С боевым (передним) штыром платформа связывалась боевой стрелой, которая крепилась к переднему связному листу платформы. С крепительным (переводным) штыром платформа соединялась с помощью задней стрелы. При стрельбе задняя стрела снималась. Брусья платформы имели наклон для самонакатывания станка (в начале 2,5°, а затем 5°).

6InRuDec006.jpg

152-мм артиллерийская установка на центральном штыре на крейсере «Адмирал Корнилов».

Оглавление