Оглавление

Ни одной изъ перечисленныхъ выше мѣръ планомъ войны принято не было. Была подготовлена лишь железнодорожная смычка между Владимиромъ-Волынскимъ и Сокалемъ. Съ этой цѣлью желѣзная дорога Ковель - Владимиръ Волынскъ въ мирное время была подчинена Отдѣлу Военныхъ Сообщеній Г. У. Г. Штаба. Во Владимирѣ Волынскѣ были расквартированы требуемые желѣзно-дорожныя войска и собраны нужные для этого желѣзнодорожные матеріалы (паркъ). Но работы для осуществленія этой смычки должны были начаться лишь послѣ начала нашего наступленія, а, слѣдовательно, онѣ не могли отвѣтить требованіямъ безостановочнаго, быстраго движенія 5-й арміи впередъ. Главное же, на что я обращаю особое вниманіе, желѣзнодорожная смычка Владимиръ Волынскій - Сокаль отвѣчала не идеѣ стратегіческаго охвата лѣваго фланга австро-венгровъ, сосредоточенныхъ въ Галиціи, а идеѣ овладѣнія 5-й арміей, совмѣстно съ 3-й, столицей Восточной Галиціи — городомъ Львовымъ.

Перейдемъ теперь къ общему заключенію:

На обоихъ фронтахъ нашъ планъ войны фактически подготовилъ не тѣ широкіе маневры, которые онъ требовалъ отъ войскъ, а значительно меньшаго размаха: на С.-З. фронтѣ въ раіонѣ къ востоку отъ Мазурскихъ озеръ, на Ю.-З. — захватъ Львова.

Если мы внимательно вдумаемся въ этотъ фактъ, то мы не можемъ не найти и «тайной» причины, которая привела къ такому крупному разногласію «словъ» составителей плана съ творческимъ ихъ «дѣломъ». Оба, весьма ограниченные по замыслу подготовки, маневра, могли производиться съ исходной линіи: Ковна - Гродна - Бр. Литовскъ и Ковель - Ровно - Проскуровъ. Это какъ разъ была та линія стратегическаго развертыванія, которую избралъ планъ 1910 года.

Главные распорядители оперативной работы нашего Г. У. Г. Ш., вездѣ, гдѣ только они могли сдѣлать, возвращали планъ 1912 года къ тѣмъ неудачнымъ стратегическимъ идеямъ, авторами которыхъ они были.

Оглавление